РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ИСЛАМ

ИСЛАМ

ИСЛАМ ИСЛАМ (от араб. «покорность») - одна из мировых религий, сыгравшая наряду с православием важную роль в истории России. В качестве синонима используется слово «мусульманство» (в прошлом также и «магометанство»), И. представляет собой последовательный монотеизм. Мусульмане почитают единого, единственного и всемогущего Аллаха, промысел к-рого был доведен до смертных через пророков, первым из к-рых был Ибрахим (библейский Авраам), а предпоследним Иса (Иисус). Особое место среди пророков занимает Мухаммед (570 - 632) - основатель религии ислама и первой общины мусульман. Согласно мусульманским представлениям Мухаммед - пророк Аллаха и его посланник, через к-рого был передан людям текст Корана - священной книги, рассматриваемой как прямая речь Аллаха, непосредств. или через ангелов обращенная к Мухаммеду. Коран был записан при ближайших преемниках Мухаммеда. По преданию, спец. коллегия по приказу халифа

Османа подготовила список Корана, признанный впоследствии каноническим. Орфография, структура текста и правила чтения были окончат. канонизированы в Каире в 1914 - 28.

Исламский символ веры - шахада - выражается формулой «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха (Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи)». Троекратное повторение этой формулы перед официальным лицом рассматривается как принятие ислама.

Уже в ранней мусульманской традиции определились «пять столпов» вероучения: шахада, молитва, пост. налог в пользу бедных и паломничество. С течением времени И. сформировался в кач-ве своеобразной религиозно-правовой системы, охватывающей не только религию в узком смысле слова, но и буквально все формы социальной активности. Важнейшей формой этой активности является джихад (араб. усилие) - борьба за веру. Сложное и многоаспектное понятие джихада включает в себя как борьбу с собств. дурными наклонностями, за достойное поведение, так и борьбу с нарушителями норм нравственности и борьбу с неверными. (Вооруженная форма последней известна под названием «газават».) Духовное совершенствование при этом рассматривается как «великий джихад», а война с неверными - как «малый джихад».

Согласно доктрине И. население мира делится на три части: 1) истинно верующие (мусульмане), 2) неверные язычники, 3) «люди Писания» - христиане, иудеи, сабии, частично зороастрийцы.

Общие для различных народов правила, определяющие их принадлежность к исламу, позволяют говорить об особой мусульманской цивилизации.

Стержнем поведения мусульманина является соблюдение ритуальной чистоты. Оно обеспечивается омовениями, обязательными перед молитвой и после совершения проступков, избеганием соприкосновения с нечистыми предметами, соблюдением запретов (харам). Запреты эти очень разнообразны: брак с родственниками, азартные игры, некоторые виды одежды и украшений, некоторые виды пищи (общеизвестны запреты на употребление вина и свинины). Мужчины-мусульмане должны ходить с покрытой головой, женщины - закрывать лицо и тело от посторонних взглядов. Следует, однако, иметь в виду, что, будучи мировой религией, ислам накладывается на национальные традиции, что порождает многообразие конкретных бытовых форм. Так, закрывающая женское лицо волосяная сетка чачван практически не встречается у кочевых народов, а негативное отношение к реалистическому изображению животных и человека (вытекающее из основной мировоззренческой установки отрицания идолопоклонства) не исключает (в шиитской традиции) знаменитых персидских миниатюр.

По данным переписи 1989, мусульманские народы России составляли 8,2% ее населения, а мусульманские общины - 14% религиозных общин. Наиболее значительно влияние И. в регионах его традиционного бытования: в Поволжье и Западной Сибири и на Северном Кавказе. При изучении конкретных особенностей И. в России иногда используется термин «северный И.».

Распространение И. на территории совр. России проходило одновременно с его превращением в мировую религию. Уже в начале 8 в. арабские войска принесли его в Южный Дагестан. Ко времени монгольского нашествия (13 в.) границы распространения И. на Кавказе продвинулись до Восточной Чечни. Вторая волна исламизации Кавказа приходится на 18-19 вв. После утверждения турецкого господства на Черном море мусульманство постепенно принимают народы Сев.-Зап. Кавказа от Абхазии до Зап. Осетии. Посредническую роль в этом процессе сыграло Крымское ханство, а позднее адыгские феодалы, сменившие православие на И. В горной Ингушетии И. утверждается только в начале 19 в.

Продвижение И. на север Евразии было связано с основными транспортными путями континента. Этот процесс начался с появления арабских купцов и миссионеров. Различие между Балтийско-Черноморской и Волжской магистралями и противоречия между раннефеодальными гос. образованиями, лежащими на них, привело к разному религиозному выбору: др.-рус. гос-во приняло православие, а Великий Булгар, находящийся на территории совр. Татарстана, - ислам.

В Золотоордынском гос-ве мусульманство постепенно стало религией господствующего слоя, расширило представительство в Поволжье, укрепилось на юге Вост. Европы, проникло в Зап. Сибирь. С распадом Золотой Орды возникают тюркско-мусульманские гос-ва, ставшие геополитическими противниками Москвы в борьбе за наследие монгольской империи. Первым итогом соперничества было завоевание Москвой Казани (1552) и Астрахани (1556) и утверждение России на Волжском пути. В высказываниях Ивана Грозного, митр. Макария, Ивана Пересветова звучат идеи «священной войны», «отмщения безбожникам», призывы «крестить крепко» население Поволжья. Православная церковь ведет в Поволжье активную деятельность, особенно монастыри, которые фактич. осуществляют земельную колонизацию. На протяжении 17 в. урезаются права мусульман-землевладельцев, указы Петра I инспирировали принудительное крещение на местах.

Поворотным моментом в рос. политике по отношению к И. были годы правления Екатерины II. К этому времени была решена задача выхода России к Черному морю. В числе необходимых мероприятий по организации империи были стабилизация в Поволжье, где с сер. 16 в. по кон. 18 в. постоянно происходили сепаратистские восстания, и адаптация Крымского п-ова с его миллионным мусульманским населением.

17 июня 1773 издается Указ «О терпимости всех вероисповеданий. ..», в 1789 создается Оренбургское мусульманское духовное собрание, и с этого момента начинается новый этап истории отношений Российской империи и И.

В 1-й пол. 19 в. шла законотворческая деят-ность, направленная не на борьбу с И., а на определение места в империи ее исламских подданных. В воинских частях вводятся должности мулл, строятся мечети при гарнизонах для мусульман-военнослужащих, в 1845 вводятся должности имамов в Кронштадской и Севастопольской гаванях, в 1844 - 46 вырабатываются особые знаки для отличившихся мусульман с заменой христианской символики на изображения императорского орла. С 1849 запрещалось использовать арестантов-мусульман на принудительных работах по пятницам. Шел процесс превращения служителей мусульманского культа в особую чиновничью прослойку. По закону 1836 духовную должность должен был занимать отличающийся «надежностью, верностью и добрым поведением» мулла.

В 19 в. при адаптации Рос. империей мусульманского населения Поволжья и Крыма ей пришлось иметь дело с особой формой ислама на Сев. Кавказе и в Дагестане. При их завоевании царизм столкнулся с мощным сопротивлением горцев, одной из форм к-рого стал газават. На западе произошло ускоренное усвоение исламских норм. усиление влияния Турции и после поражения в Кавказской войне иммиграция на ее территорию. На Сев.-Вост. Кавказе были подстегнуты процессы государствообразования и возникло гос-во в форме имамата, т. е. наднациональное фундаменталистское, построенное на принципах суфийского братства с привлечением экономич. и военного потенциала крестьянских общин и устранением всех прочих элит (феодалов, отчасти старейшин, знахарей и пр.). Для имамата Чечни и Дагестана было характерно принятие положений ордена «Накшбанди» (названного по имени бухарского суфия), ориентированного на политич. активность. Расцвет и разгром имамата пришелся на время 3-го имама - Шамиля. После этого произошло усиление др. суфийского братства - Кадири, ориентированного на партизанские действия. Его наиболее известным шейхом являлся чеченец Кунта-хаджи.

В результате историч. процессов образования и стабилизации Рос. империи северный ислам приобрел локальные различия в регионах европ. части страны и Сибири (казанские, крымские татары, башкиры, татарские этносы Поволжья и Сибири), с одной стороны, и Сев. Кавказа и Дагестана, с др. стороны. На кавказский ислам сильное влияние оказала военизированная составляющая региональной культуры, в восточной части региона в общине мусульман центром явилась не только мечеть, но и святилище суфийского братства, чаще могила его шейха. Главной особенностью ислама на Кавказе в предреволюционный период было то, что он не являлся этнической детерминантой в отличие от Поволжья. В Поволжье еще с сер. 18 в. мусульманское вероисповедание стало фактором этногенеза казанских татар. сказалось на этногенетических процессах у башкир. Поволжский ислам преимущественно строился на связи семейного воспитания с мектебом (начальной мусульманской школой) и медресе (следующей ступенью исламского образования) . Казань сделалась важнейшим центром распространения мусульманской лит-ры.

ИСЛАМ

Ислам. Мечеть.

В первые послерев. годы колоссальное пропагандистское значение имел один из первых документов сов. пр-ва - «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», где мусульманам предлагалось «свободно и беспрепятственно» устраивать свою жизнь. Союз большевиков с мусульманами мог быть движущей силой мировой рев-ции. Были отработаны различные теоретические формы такого союза: договоры с соседними державами и военная и экономич. помощь им, создание в Кр. Армии особых мусульманских частей, временные союзы с мусульманскими гос. образованиями, такими, как, например, Северокавказский эмират в Чечне и Дагестане, развитие идеологич. концепции «мусульманского коммунизма», вплоть до пропагандистской эксплуатации совпадения мусульманских и советских символов. В первом сов. пр-ве при Наркомнаце был создан особый «Мусульманский комиссариат», в губерниях существовали местные «мусульманские комиссариаты». Часть мусульманского духовенства по собственной инициативе выдвинула лозунг «За советскую власть, за шариат» (мусульманское право).

С эволюцией сов. строя от революционного к бюрократическому произошел поворот в подходе к И. С кон. 20-х гг. начинается преследование мусульманского духовенства, закрываются мечети. Частью этого наступления на И. стал перевод письменности мусульманских народов с арабской на латинскую графику (в начале 1940-х гг. -на русскую). В 1930-е гг. были репрессированы многие представители нац. интеллигенции, практически истреблены кадры мусульман-коммунистов.

Модернизация общества в сочетании с атеистической политикой гос-ва привели к сокращению процента верующих. Так, в 1980 в Татарстане ок. 60% сельского населения заявили о религиозной индифферентности и только 15% признали себя верующими.

С сер. 1970-х гг. стало, однако, заметно увеличение числа приверженцев И. в России. И. начинает все более последовательно осознаваться в качестве нац. традиции и части культуры. Начиная со 2-й пол. 1990-х гг. в районах с преимущественно мусульманским населением возвращение к нормам шариата и к ценностям И. провозглашается существенным условием сохранения и возрождения наций. Складываются региональные и республиканские политические движения исламской ориентации.