РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» («чистое искусство»)

«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» («чистое искусство»)

«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» («чистое искусство») «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» («чистое искусство») - термин, употребляемый для обознач. ряда эстетич. концепций, опирающихся на утверждение самоценности худож. творчества, провозглашающих независимость худож. творчества от социальных и политич. требований. Теоретич. идеи «И.Д.И.» были оформлены к сер. 19 в. и явились реакцией на философию позитивизма (Т. Готье, группа «Парнас» во Франции, прерафаэлиты, Дж. Рескин, А. Суинберн в Англии). В России последовательно обоснован А. В. Дружининым в ст. «Критика гоголевского периода рус. лит-ры и наши к ней отношения» (1856), направл. против изв. серии статей Н. Г. Чернышевского. В ней гармоничное пушкинское «свободное», «артистич.» иск-во, имеющее своей целью высшие и вечные ценности бытия, противопоставлялось иск-ву «дидактическому», ставящему целью отклики на злобу дня и изображающему грязь жизни, поборниками к-рого выступили писатели и критики «гоголевской школы». Принцип, согласно к-рому иск-во должно служить только иск-ву, а не реальным целям жизни, был в 1860-х гг. поддержан поэтами и критиками (В. Боткин, А. Фет, А. Майков, А. К. Толстой и др.). Поэзия разделилась на два лагеря: сторонников «И.Д.И.» и поэтов гражданской (или «некрасовской») школы. Термин «И.Д.И.» при этом оказался тождественным термину «чистое иск-во». Между тем они различны по смыслу. Термин «чистое иск-во» имеет основания в нем. классич. философии: «чистое» - значит доопытное, априорное творчество, т. е. способность творить силой вдохновения, творящее начало изначально в человеке и проявляется в художестве. См., напр., в этом смысле утверждение Белинского о том, что «Обыкновенная история» Гончарова есть образец чистого иск-ва («Рус. лит-pa в 1847 году»). Термин же «И.Д.И.» имеет в истории рус. эстетики и поэзии конкретно историч. значение: он возник как попытка защиты высших принципов поэзии от тенденциозности и узкоутилитарных целей.