«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» («чистое искусство») - термин, употребляемый
для обознач. ряда эстетич. концепций, опирающихся на утверждение самоценности
худож. творчества, провозглашающих независимость худож. творчества от социальных
и политич. требований. Теоретич. идеи «И.Д.И.» были оформлены к сер. 19
в. и явились реакцией на философию позитивизма (Т. Готье, группа «Парнас»
во Франции, прерафаэлиты, Дж. Рескин, А. Суинберн в Англии). В России последовательно
обоснован А. В. Дружининым в ст. «Критика гоголевского периода рус. лит-ры
и наши к ней отношения» (1856), направл. против изв. серии статей Н. Г.
Чернышевского. В ней гармоничное пушкинское «свободное», «артистич.» иск-во,
имеющее своей целью высшие и вечные ценности бытия, противопоставлялось
иск-ву «дидактическому», ставящему целью отклики на злобу дня и изображающему
грязь жизни, поборниками к-рого выступили писатели и критики «гоголевской
школы». Принцип, согласно к-рому иск-во должно служить только иск-ву, а
не реальным целям жизни, был в 1860-х гг. поддержан поэтами и критиками
(В. Боткин, А. Фет, А. Майков, А. К. Толстой и др.). Поэзия разделилась
на два лагеря: сторонников «И.Д.И.» и поэтов гражданской (или «некрасовской»)
школы. Термин «И.Д.И.» при этом оказался тождественным термину «чистое
иск-во». Между тем они различны по смыслу. Термин «чистое иск-во» имеет
основания в нем. классич. философии: «чистое» - значит доопытное, априорное
творчество, т. е. способность творить силой вдохновения, творящее начало
изначально в человеке и проявляется в художестве. См., напр., в этом смысле
утверждение Белинского о том, что «Обыкновенная история» Гончарова есть
образец чистого иск-ва («Рус. лит-pa в 1847 году»). Термин же «И.Д.И.»
имеет в истории рус. эстетики и поэзии конкретно историч. значение: он
возник как попытка защиты высших принципов поэзии от тенденциозности и
узкоутилитарных целей.