ИСИХАЗМ - христ. учение об исихии (греч. - молчание, покой),
священнобезмолвии, опиравшееся на многовековой опыт мистиков, особенно
широко распространилось в Византии в 30-х гг. 14 в. Основу И. составляет
тезис о том, что познание истины не может быть результатом науч. и вообще
логич. мышления, наоборот, согласно учению И. сущность Бога непознаваема.
Однако между Творцом и творением существует общность-единство, к-рое может
быть осознано путем особого напряжения воли и вследствие снисхождения Благодати.
Исихасты проповедовали спец. систему упражнений в «богомыслии», к-рые приобщали
к таинствам созерцат. жизни. Подвиги исихии включали в себя практику телесного
предуготовления к общению с Богом, т.н. «умное делание» - концентрацию
умств. энергии в обл. сердца, многократное повторение «Иисусовой молитвы»,
душевную сосредоточенность. Об обычаях молчальников писали такие византийские
аскеты, как Марк Подвижник, Исайя Отшельник, Ефрем Сирии, Фалласий Африканский,
Диадох, преп. Варсонофий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и др. авторы.
Григорий Синаит распространил на Афоне правила исихии. В 14 в. исихазм
подвергся нападкам со стороны ученого монаха Варлаама из Калабрии. Не знакомый
с мистич. традициями византийской правосл. церкви, он обвинил монахов-исихастов
в суеверии, ереси двубожия и многобожия и, имея в виду внеш. приемы погружения
в созерцание, при к-рых молчальники сидели, уставившись глазами в живот,
назвал их омфалопсихами, т.е. теми, у кого душа находится в пупке (от греч.
- пуподушие). За И. вступился Григорий Палама. Т.н. исихастский спор варламитов
с паламитами продолжался около 30 лет, разбирался на неск. соборах и окончился
признанием учения исихазма офиц. православ. доктриной. Богослов, основы
исихазма выявились в ходе истолкования т.н. Фаворского света, к-рый являлся
монахам в их исихастских опытах. Требовалось доказать, что он не сотворен
и доступен зрению и что его вечное присутствие в мире не ведет к разделению
Бога на части, т.е. не нарушает простой недоступной природы Божества. Григорий
Палама полагал, что в этом вопросе следует различать сущность Бога и его
энергии, пронизывающие миры и доступные посвященным. Исихастский спор,
по существу, обнаруживал противоположность двух форм духовности: у варламитов
приближение к Богу осуществлялось посредством учености, силлогистики, рац.
знания, у Паламы - путем опытов «блаженного созерцания Бога» с опорой на
восточное византийское анахоретство. Исихия как путь к Богу и знание Бога
отстаиваются Паламой в сочинениях «Второе слово на Преображение Господне»,
«Прозопопея, или Сочинение, в котором ум осуждает тело, а тело себя защищает»,
«Наставление безмолвствующим» и др. Офиц. признание исихазма на соборе
1351 окончательно утвердило позиции и авторитет Паламы и его сподвижников.
И. получил распространение на Руси, проникая туда по преим. через Афон.
Центрами новых настроений на Руси стали Троице-Сергиев мон. и заволжские
обители. В 14-15 вв. широко переводится исихастская и близкая к ней лит-pa,
в т. ч. соч. Григория Синаита и Григория Паламы. Возрождение мистич. традиции
И. в рус. церкви связано с именами Паисия Величковского и Серафима Саровского.