РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ИСИХАЗМ

ИСИХАЗМ

ИСИХАЗМ ИСИХАЗМ - христ. учение об исихии (греч. - молчание, покой), священнобезмолвии, опиравшееся на многовековой опыт мистиков, особенно широко распространилось в Византии в 30-х гг. 14 в. Основу И. составляет тезис о том, что познание истины не может быть результатом науч. и вообще логич. мышления, наоборот, согласно учению И. сущность Бога непознаваема. Однако между Творцом и творением существует общность-единство, к-рое может быть осознано путем особого напряжения воли и вследствие снисхождения Благодати. Исихасты проповедовали спец. систему упражнений в «богомыслии», к-рые приобщали к таинствам созерцат. жизни. Подвиги исихии включали в себя практику телесного предуготовления к общению с Богом, т.н. «умное делание» - концентрацию умств. энергии в обл. сердца, многократное повторение «Иисусовой молитвы», душевную сосредоточенность. Об обычаях молчальников писали такие византийские аскеты, как Марк Подвижник, Исайя Отшельник, Ефрем Сирии, Фалласий Африканский, Диадох, преп. Варсонофий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и др. авторы. Григорий Синаит распространил на Афоне правила исихии. В 14 в. исихазм подвергся нападкам со стороны ученого монаха Варлаама из Калабрии. Не знакомый с мистич. традициями византийской правосл. церкви, он обвинил монахов-исихастов в суеверии, ереси двубожия и многобожия и, имея в виду внеш. приемы погружения в созерцание, при к-рых молчальники сидели, уставившись глазами в живот, назвал их омфалопсихами, т.е. теми, у кого душа находится в пупке (от греч. - пуподушие). За И. вступился Григорий Палама. Т.н. исихастский спор варламитов с паламитами продолжался около 30 лет, разбирался на неск. соборах и окончился признанием учения исихазма офиц. православ. доктриной. Богослов, основы исихазма выявились в ходе истолкования т.н. Фаворского света, к-рый являлся монахам в их исихастских опытах. Требовалось доказать, что он не сотворен и доступен зрению и что его вечное присутствие в мире не ведет к разделению Бога на части, т.е. не нарушает простой недоступной природы Божества. Григорий Палама полагал, что в этом вопросе следует различать сущность Бога и его энергии, пронизывающие миры и доступные посвященным. Исихастский спор, по существу, обнаруживал противоположность двух форм духовности: у варламитов приближение к Богу осуществлялось посредством учености, силлогистики, рац. знания, у Паламы - путем опытов «блаженного созерцания Бога» с опорой на восточное византийское анахоретство. Исихия как путь к Богу и знание Бога отстаиваются Паламой в сочинениях «Второе слово на Преображение Господне», «Прозопопея, или Сочинение, в котором ум осуждает тело, а тело себя защищает», «Наставление безмолвствующим» и др. Офиц. признание исихазма на соборе 1351 окончательно утвердило позиции и авторитет Паламы и его сподвижников.

И. получил распространение на Руси, проникая туда по преим. через Афон. Центрами новых настроений на Руси стали Троице-Сергиев мон. и заволжские обители. В 14-15 вв. широко переводится исихастская и близкая к ней лит-pa, в т. ч. соч. Григория Синаита и Григория Паламы. Возрождение мистич. традиции И. в рус. церкви связано с именами Паисия Величковского и Серафима Саровского.