РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР в С.-Петербурге

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР в С.-Петербурге

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР в С.-Петербурге ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР в С.-Петербурге - гл. кафед. собор столицы империи (арх. О. Монферран, 1818 - 58). Посв. преп. Исаакию Далматскому, визант. св., на день празднования к-рого приходятся дни рожд. имп. Петра I и покровителя СПб. св. Александра Невского. Посвящение И.С. семиотически воплощает идею божественности имп. власти, соотносится с изв. формулой «Православие, Самодержавие, Народность». Первый храм во имя св. Исаакия Далматского при Адмиралтействе построен при жизни Петра I (1707). Почитание св. дня своего рождения (30 мая/9 июня) - зап. традиция, и такое посвящение храма для России было нетрадиционно. Здесь Петр I венчался с Екатериной. Второй - каменный - И. С. построен Г. И. Маттарнови в 1717 - 22. Формирующийся в СПб. культ имп. Петра Великого проявился в возведении на месте этого храма первого памятника Петру - «Медного всадника». Третий И. С. строился А. Ринальди, завершен В. Бренной в 1800. Приделы алтаря этого храма по требованию Александра I включены в 4-й собор О. Монферрана. Культ Петра I и значимость И. С., все более возрастая, проявились в грандиозности храма, вмещающего 15 тыс. молящихся и имеющего высоту 101 м, - это было крупнейшее храмовое здание в России. Храм построен в стиле позднего классицизма с высоким сильно развитым центральным куполом и четырьмя малыми главами, служащими колокольнями. В плане образует греч. крест. Здание облицовано светлым мрамором и оформлено 4 портиками монолитных гранитных колонн коринфского ордера. Редкий для петерб. построек естеств. камень семиотически связан с именем св. Петра, своеобразным двойником к-рого (относительно Петpa I) является св. Исаакий. На фронтонах собора - скульптуры апостолов и евангелистов. Интерьер собора оформлен цветными мраморами, гл. иконостас с мозаичными иконами разделен малахитовыми и лазуритовыми колоннами. Местный ряд иконостаса занимают святые - покровители императоров, при к-рых строились И. С. В отступление от канона, праздничные иконы размещены не в иконостасе, а на пилонах. На физе интерьера сюжеты из свящ. истории. В куполе - грандиозная роспись К. П. Брюллова «Богоматерь во Славе». Запрестольный образ Христа в гл. алтаре - один из первых витражей в рус. храмовом иск-ве (Мюнхен, 1841). И. С. оформляли лучшие скульпторы и живописцы рус. академич. школы: И. П. Витали, П. К. Клодт, Н. С. Пименов, А. В. Логановский, В. К. Шебуев, Ф. А. Бруни, П. В. Басин, Т. А. Нефф и др. Для перевода живописных работ в мозаику была создана (1851) мозаичная мастерская, и в России возродилось забытое мозаичное иск-во. Долгое стр-во И.С. завершило период классицизма в рус. церк. зодчестве. Храм был закрыт в 1929 и превращен в антирелигиозный музей. В наст. время является музеем, но праздникам в нем проводятся богослужения. День св. Исаакия с 1990 является гос. праздником Рос. Федерации - Днем независимости.