ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР в С.-Петербурге - гл. кафед. собор столицы
империи (арх. О. Монферран, 1818 - 58). Посв. преп. Исаакию Далматскому,
визант. св., на день празднования к-рого приходятся дни рожд. имп. Петра
I и покровителя СПб. св. Александра Невского. Посвящение И.С. семиотически
воплощает идею божественности имп. власти, соотносится с изв. формулой
«Православие, Самодержавие, Народность». Первый храм во имя св. Исаакия
Далматского при Адмиралтействе построен при жизни Петра I (1707). Почитание
св. дня своего рождения (30 мая/9июня) - зап. традиция, и такое
посвящение храма для России было нетрадиционно. Здесь Петр I венчался с
Екатериной. Второй - каменный - И. С. построен Г. И. Маттарнови в 1717
- 22. Формирующийся в СПб. культ имп. Петра Великого проявился в возведении
на месте этого храма первого памятника Петру - «Медного всадника». Третий
И. С. строился А. Ринальди, завершен В. Бренной в 1800. Приделы алтаря
этого храма по требованию Александра I включены в 4-й собор О. Монферрана.
Культ Петра I и значимость И. С., все более возрастая, проявились в грандиозности
храма, вмещающего 15 тыс. молящихся и имеющего высоту 101 м, - это было
крупнейшее храмовое здание в России. Храм построен в стиле позднего классицизма
с высоким сильно развитым центральным куполом и четырьмя малыми главами,
служащими колокольнями. В плане образует греч. крест. Здание облицовано
светлым мрамором и оформлено 4 портиками монолитных гранитных колонн коринфского
ордера. Редкий для петерб. построек естеств. камень семиотически связан
с именем св. Петра, своеобразным двойником к-рого (относительно Петpa I)
является св. Исаакий. На фронтонах собора - скульптуры апостолов и евангелистов.
Интерьер собора оформлен цветными мраморами, гл. иконостас с мозаичными
иконами разделен малахитовыми и лазуритовыми колоннами. Местный ряд иконостаса
занимают святые - покровители императоров, при к-рых строились И. С. В
отступление от канона, праздничные иконы размещены не в иконостасе, а на
пилонах. На физе интерьера сюжеты из свящ. истории. В куполе - грандиозная
роспись К. П. Брюллова «Богоматерь во Славе». Запрестольный образ Христа
в гл. алтаре - один из первых витражей в рус. храмовом иск-ве (Мюнхен,
1841). И. С. оформляли лучшие скульпторы и живописцы рус. академич. школы:
И. П. Витали, П. К. Клодт, Н. С. Пименов, А. В. Логановский, В. К. Шебуев,
Ф. А. Бруни, П. В. Басин, Т. А. Нефф и др. Для перевода живописных работ
в мозаику была создана (1851) мозаичная мастерская, и в России возродилось
забытое мозаичное иск-во. Долгое стр-во И.С. завершило период классицизма
в рус. церк. зодчестве. Храм был закрыт в 1929 и превращен в антирелигиозный
музей. В наст. время является музеем, но праздникам в нем проводятся богослужения.
День св. Исаакия с 1990 является гос. праздником Рос. Федерации - Днем
независимости.