ИОСЕЛИАНИ Отар Дав. (род. 1934) реж. Учился в Тбилисском муз.
уч-ще по классам скрипки и дирижирования, на мех.-матем. ф-те Моск. ун-та.
В 1965 окончил (заочно) реж. ф-т ВГИКа (мастерская А. Довженко и М. Чиаурели).
Работал монтажером, ассистент реж. и реле, на Тбилисской студии хроникально-документ.
ф. и студии «Грузия-ф.». С нач. 1980-х гг. живет во Франции. В 1962 поставил
короткометр. ф. «Апрель» - рассказ о молодоженах, ищущих путь к взаимопониманию,
в 1964 - док. ф. «Чугун» - картину одного дня металлургич. комб-та. Школа
документалистики сыграла большую роль в формировании индивид. стиля И.,
особенности к-рого проявились уже в его первом полнометражном игровом ф.
«Листопад» (1968). Использовав стереотипный конфликт т. н. «производственного
ф.» (борьба молодого технолога с консерватором-директором винодельч. з-да),
И. разрушил его, наполнив серьезным этич. смыслом, размышлениями о становлении
характера. В ф. «Жил певчий дрозд» (1971) эти размышления становятся еще
более углубл. Реж. пристально наблюдает за гл. героем - музыкантом, вечно
спешащим, пробегающим мимо людей и жизни, не оставляя в ней глубокого следа.
В драматич. содержании И. находит оригинальную худож. структуру, сочетающую
достоверность деталей, документалистское видение с острой новеллистич.
формой. В ф. «Пастораль» (1976) И., используя метод наблюдения и непроф.
исполнителей, разворачивает панораму жизни груз, деревушки, исследует отношения
сел. жителей и приехавших на отдых столичных музыкантов. Характерная для
1960-х гг., когда формировалась манера И., поэтика документализма преобразуется
в изящные и завершенные худ. структуры и в ф. «Фавориты Луны» (1984, произ-во
Франции). Изображая легкую жизнь своих персонажей-парижан, реж. передает
скрытый драматизм и горечь пустого, не наполненного смыслом существования.
В ф. «И стал свет» (1989, произ-во Франции) И. возвращается к теме «Пасторали»,
наблюдая вторжение цивилизации в мир африканской деревни. Лит.: Церетели
К. Трилогия О. Иоселиани //Кинопанорама. М., 1981. Вып. 3; Ее же. Судьба
по имени время. Тбилиси, 1987.