ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ (в миру Сергиев Ив. Ильич) (1829 - 1908) -
протоиерей, проповедник и духовный писатель. Род. в семье причетника в
с. Сура Пинежского у. Арханг. губ. О детских годах И. К. сохранилось крайне
мало сведений, однако известно, что с самого раннего возраста его отличали
искренняя вера, полное послушание своим родителям, стремление «облегчить
жизнь ближнего» . Учился в Арханг. приходском уч-ще, где у него впервые
проявился особый дар молитвы. Одним из первых учеников завершил обучение
в арханг. дух. семинарии, затем окончил в 1855 С.-Петерб. дух. акад. со
степенью канд. богословия. Познакомившись с состоянием религиозности и
нравственности среди самых разл. слоев населения Петербурга, И. К. решает
посвятить себя служению среди столичного нас. с целью новообращения в христ-во
петерб. «крещеных язычников». Будучи рукоположен в иерейский сан (дек.
1855), И. К. получает место свящ. Андреевского собора в Кронштадте. Сам
образ жизни И. К. - исключит. бескорыстного и щедрого чел., девственника,
убедившего жену (Елизавету Несвицкую) последовать его примеру, обличителя
всякой неправды и лжи, стяжал ему уже при жизни славу святого. Помимо службы
в соборе, И. К. в течение б. 20 лет состоял законоучителем в уч. заведениях
Кронштадта, пользовался огромным авторитетом среди учащихся. В теч. мн.
лет практич. ежедневно И. К. совершал поездки в Петербург, посещая дома
нуждавшихся в его молитве и помощи людей. Огромные суммы денег, пожертвов.
богатыми поклонниками И. К. (через его руки прошло не менее 30 млн руб.),
послужили для его широчайшей благотворит. деят-ности. На эти средства строились
разл. заведения для бедных, в том числе Дом трудолюбия в Кронштадте (1882),
ночлежный приют (1888), Странноприимный дом (1891); возводились церкви
и мон. (напр., Сурский «Иоанновский» женский мон. в С.-Петербурге - осн.
в 1900). Проповеднич. деят-ность И. К. практич. не знала границ: к нему
шли представители всех соц. слоев - от простых работников и уличных бродяг
до высокопоставл. светской знати. И. К. обладал чудесным даром исцеления
больных, в частности и тех, от к-рых отказались врачи. Считался «прозорливцем».
Спец. постановлением Св. Синода И. К. было разрешено проводить общую исповедь
ежедневно приходивших к нему сотен верующих, что в то время не было распространено
в рус. Церкви. В кон. 1870-х - нач. 1880-х гг. в Кронштадте возникла и
стала распространяться по России секта «иоаннитов», считавших, будто в
образе И. К. на землю сошел сам Господь. И. К. неоднократно выступал с
посланиями, осуждающими иоаннитов, совершал миссионерские поездки с целью
пресечения их деят-ности. В дни болезни Александра III (окт. 1894) по просьбе
имп. находился рядом с ним, стараясь облегчить страдания больного. Принимал
участие в коронационных торжествах имп. Николая II. Был митрофорным протоиереем,
назначался чл. Св. Синода. Награжден мн. рос. орденами (в т. ч. и тремя
«звездами»: св. Анны, св. Владимира, св. Александра Невского). Несмотря
на то, что деятели прав, орг-ций часто использовали имя И. К. в своих целях
(так, напр., в 1905 он был избран поч. чл. черносотенного Союза рус. народа),
политич. пристрастия не играли в его деят-ности существ. роли. В 1990 -
94 вышло полное собр. соч. И. К. в 6 т. Гл. его труд - духовный дневник,
к-рый он вел на протяжении мн. лет, - «Моя жизнь во Христе, или Минуты
духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного направления
и покоя в Боге» (до 1917 выдержал 5 изд.). Уже при жизни почитался как
«молитвенник Земли Русской», чудотворец и великий праведник. Погребен в
Нижнем храме Сурского («Иоанновского») мон. в С.-Петербурге. Могила его
является местом паломничества мн. верующих. В 1964 канонизирован Рус. Правосл.
Церковью за границей, в 1990 - Поместным собором в Москве.