РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ИНТУИТИВИЗМ

ИНТУИТИВИЗМ

ИНТУИТИВИЗМ ИНТУИТИВИЗМ - 1) Филос. установка, признающая основой познания непосредств. проникновение в сущность предмета - слияние познающего с этой сущностью. 2) Фиолос. течение, в той или иной степени противопоставляющее понятийно-рац. познанию мира его прямое постижение посредством так или иначе толкуемой интуиции.

Как самостоят. течение филос. мысли И. распространяется на рубеже 19 - 20 вв., представляя собой специфич. реакцию на филос. сайентизм того времени. Истоки И. можно видеть в традициях богослов. и филос. мистицизма Востока и Запада. «Предтечи» И. - Шеллинг, Шопенгауэр, Э. Гартман и др. Наиб. изв. представитель И. рубежа веков - франц. философ А. Бергсон. И. можно рассматривать как стремление построить теорию познания на «эмпирич. базисе» столь фундамент. уровня опыта, на к-ром еще нет различения субъекта и объекта. Разл. представителями И. интуиция понимается по-разному, но можно выделить две осн. «линии» в ее понимании: «линия Бергсона», «линия Гуссерля». Если для Гуссерля, стремящегося сочетать интуицию с интеллект. познанием, она выступает как прямое созерцание общего - смыслов, а не фактов (в их уник.), то для Бергсона она связана именно с непосредств. созерцанием уник. индивидуального. Если «линия Бергсона» в понимании интуиции представляет собой разновидность филос. иррационализма, то «линию Гуссерля» вряд ли можно столь же однозначно относить к последнему. Бергсон, как и нек-рые представители философии жизни (Клагес и др.), сближает интуицию с инстинктом, дающим непосредств. знание предмета, действующим всегда так, как если бы он «знал» все возможные результаты своего действия, и поэтому, естественно, «выбирающим» наилучший его вариант. Интуиция, по Бергсону, - инстинкт, сделавшийся бескорыстным, такой вид интеллект. симпатии, к-рый дает возможность перенестись внутрь объекта для слияния с тем, что является уник. в нем и, следовательно, невыразимым в понятиях. Одна из характерных черт И. - стремление обосновать полную независимость филос. знания от знания естеств.-науч.: если последнее по преимуществу дискурсивно, то первое интуитивно, утверждают интуитивисты. Подобного мнения придерживался еще Шопенгауэр, а Бергсон, в дополнение к этому, считал, что у каждого вел. философа есть своя оригин. интуиция. К «линии Гуссерля» в трактовке интуиции примыкают зап. философы Жильсон, Маритен, М. Шелер и др., из рус. философов - И.О. Лосский, С.Л. Франк, Е. Трубецкой и др. Наиб. яркие представители рус. И. - Лосский и Франк. И., в ред. Лосского, основан на убеждении, что «все имманентно всему», из к-рого следует непосредств. данность мира человеку в опыте. Как считает Лосский, центр. познават. способность человека не мышление, а восприятие, в к-ром познават. дается ему полностью и абсолютно. Всякое знание (в т. ч. любое умозаключение) интуитивно, все суждения синтетичны, все истины абсолютны (разумеется, лишь в том случае, если то, чем мы располагаем, действительно является знанием). Ст. зр. Лосского, знание - не постижение действительности, а сама действительность, к-рая должна быть определена как знание-бытие. Франк разделяет и тезис Лосского о том, что «все имманентно всему», и его убеждение состоит в том, что гл. источник познания - интуиция, представляющая собой прямое видение-переживание реальности.