РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Античная мысль не знает понятия И., однако описываемые ею высшие виды мышления - чистый разум Платона или созерцат. ум Аристотеля - имеют дело именно с ним. Более того, момент зримости (символичности) истины в интуитивном акте античностью только подчеркивается. Новоевроп. же философия интеллекту ализирует И., заменяя зримость в ней определениями ясности и отчетливости, и фактически растворяет ее в логич. инструментарии. И., напр., по Декарту, является тем элементарным актом нашего мышления, к-рый не поддается аналитич. расчленению, а потому не требует доказательств. Направлен он на аксиомы и есть не что иное, как бытие аксиом в нашем познании. Спиноза видит в И. «третий» род познания, поднимающийся над «чувственным» и «рассудочным» родами. Однако и он отбрасывает зрительно-символич. ее толкование, ибо «интуиция ума» в его учении практически совпадает с критериями «ясности» и «отчетливости», превращаясь сама всего лишь в критерий правильности предшествующей деят-ности рассудка. На рубеже 19 - 20 вв. происходит кардинальное изменение отношения к И. Теперь она связывается не столько с мышлением, сколько с волей и духом. Так, Н.О. Лосский помимо интеллект. И. находил еще «чувственную» и «мистическую», причем общим для всех ее форм он считал то, что они привносят в сознание индивида не образ предмета, а сам предмет в подлиннике. Бергсон же, с воззрениями к-рого у Лосского много общего, утверждал, что И. - это такой феномен, где акт познания совпадает с актом, порождающим действительность. Марксизм ищет психологич. детерминацию И., считая, что интуитивное озарение не является «отклонением» от рассудочной деят-ности, а вполне может быть объяснено каким-то «не вполне известными еще науке психич. процессами отражения».