ИМЯСЛАВИЕ - правосл. религ.-дух. движение, зародившееся на Афоне
в нач. 20 в. Сущность И. отражена в краткой формуле: «Имя Божие есть Бог,
но Бог сам не есть Имя Божие, ни имя вообще». Данное учение исходит из
объективной реальности идей, отражаемых словами, и утверждает, что субъект,
произносящий слово «Иисус», вступает в реальное дух.-энергийное отношение
к идее и личности Богочеловека. Имяславческие споры возникли после публ.
кн. схимонаха Иллариона «На горах Кавказа», в к-рой он, опираясь на Св.
Отцов, еп. Игнатия (Брянчанинова) и о. Иоанна Кронштадтского, говорил о
спасительности молитвы Иисусовой и Божественности Имени Иисус. Против подобных
идей ополчился архим. Антоний (Волынский), обвинивший сторонников И. в
пантеизме, удвоении Бога (т. е. почитании кроме самого Бога его имени)
и даже в хлыстовстве (см. «Русский инок». 1912. № 5. С. 60 - 61). В защиту
И. выступил святогорский иеросхимонах Антоний (Булатович), к-рый в кн.
«Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисуса» подверг основат. критике имяборцев
ст. зр. святоотеч. богословия и дух. опыта новейших подвижников. В 1913
Св. Синод осудил И. как ересь, а движение монахов признал бунтом, что обнаружило
ослабление правосл. религ. онтологизма и бюрократич. подход к дух. проблемам
внутр. жизни Церкви в среде тогдашнего ее рук-ва (совр. Рус. Правосл. Церковь
считает И. вполне церк. учением). Афон. имяславцы были разосланы по разл.
мон. Однако сторонники И. продолжали разрабатывать его теологич. и религ.-филос.
проблематику. Среди изв. мыслителей, поддержавших И. и принявших участие
в филос. работе над этим учением, были П. Флоренский, С. Булгаков, Вл.
Эрн, А. Лосев. И. сыграло важную роль как дух. стимул и религ. основа в
формировании рус. философии имени.
Лит.: Антоний (Булатович) Апология веры во Имя Божие и во Имя
Иисуса. М., 1913; Эрн В. Ф. Спор об Имени Божием // Христ. мысль. Киев,
1916. № 9; Семенкин Н. С. Философия богоискательства. М., 1986. Гл. 2.