РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ИМАМ

ИМАМ

ИМАМ ИМАМ (от арабского «амма» - стоять впереди, предводительствовать) -1) Руководитель обществ. молитвы в мечети. 2) Глава мусульманской общины. Функции руководителя молитвы может исполнять любой благочестивый мусульманин, но в мечети им должен быть один и тот же человек, признаваемый общиной в этой роли. И. мечети часто является хатибом (имам-хатыб), лицом, читающим в мечети хутбу, т.е. проповедь, произносимую перед пятничной молитвой, во время жертвоприношения или по особым случаям. Имам-хатыб пользуется в общине большим влиянием. Авторитет И. не зависит от образования, но оно желательно для И. соборной мечети.

И. как глава общины обладает властными полномочиями, вытекающими из принципов исламского единства. Разделение значений понятия «И.» отражает эволюцию ислама как конфессии, а близость их значений, временами доходящая до совпадения, определена сущностью ислама.

В первые годы ислама функции И. выполнял, совмещая оба значения, Мухаммед. Позднее это было характерно для ранних халифов. Разделение ислама на суннитскую (от арабского сунна - предание) и шиитскую (от арабского шиа - группировка, партия) ветви создало различия в толковании термина. С позиций суннизма И. явл. уполномоченным общины, опирающимся на волю общины и ее согласие (иджма). Глава общины совмещает светское и духовное правление, концентрируя власть для охраны ислама. Передача власти допустима по вненаследственному принципу, допускается ее концентрация в масштабах всего мусульманского мира. Глава всех мусульман, как это имело место при создании арабо-мусульманского гос-ва или во времена Османской империи, принимает титул халифа. Халиф по традиции признается И. как первое лицо в мусульманском мире.

В шиизме проповедуется божеств. сущность верховной власти и И. как такового. И. может быть только человек из рода Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, и титул передается от отца к сыну путем особого указания. В крайних направлениях шиизма разработано учение о божеств. сущности И., о гос-ве истинной власти - имамате, о скрытом И. и его возвращении, когда будет восстановлена божеств. справедливость.

В рамках суфизма - мистико-аскетич. направления в суннитской традиции - возникло отношение к шейхам, т.е. главам суфийских братств, близкое к отношению к И. Шейх является муршидом (наставником), помогающим мюриду (ученику) двигаться по пути самосовершенствования. Особая, вооруженная, форма послушничества, возникшая на Кавказе, получила названия мюридизма.

В истории Рос. империи термин И. имел разл. звучание. С одной стороны, И. выступали в значениях, обозначенных в начале данной статьи. В рос., православном в своей основе, гос-ве с приматом светской власти, имелись мусульманские подданные, жившие в Поволжье, Крыму, Сибири и на Кавказе. В отношении с ними roc-во на начальном периоде практиковало подавление ислама (16-18 вв.), а с кон. 18 в. его инкорпорацию в административную систему империи. При таком подходе лица, выполнявшие функции морального объединения мусульманской общины, выпадали из поля зрения гос-ва. Власти было проще видеть главной фигурой служителя культа - муллу, к-рому можно было приписать черты православного священника.

С другой стороны, достаточно длительный период завоевания Кавказа Россией сделал термин И. популярным в стране. Имамами были главы мощного сопротивления горцев сев.-вост. Кавказа, создавших военно-религиозное гос-во, известное под названием «Имамат Чечни и Дагестана». Стержневой идеей был газават, т.е. вооруженная борьба за веру. Наиб. известен И. Шамиль, принявший этот титул от своих предшественников Гамзат-Бека и Гази-Магомеда. Последнего провозгласил И. знаменитый на Кавказе мюршид Магомед Яраглинский, принадлежавший к суфийскому ордену Накшбанди. Одним из последствий войны России с Имаматом Чечни и Дагестана было прочно осевшее в умах россиян представление о связи понятий газават и И.

В сов. время И. оставались неформальными лидерами в регионах распространения ислама. С кон. 1920-х гг., когда началось разрушение и закрытие мечетей и пострадала часть мусульманского духовенства, институт И. ушел в тень. Видными фигурами оставались имам-хатыбы крупных соборных мечетей.

Возрождение корпуса И. в исламских регионах России произошло на волне общего восстановления роли религии. Для настоящего времени характерно придание имамам офиц. статуса. В рамках Духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ отмечено формирование института И. - мухтасибов. (Мухтасиб - в странах ислама чиновник, наблюдающий за совершением норм шариата.) И.-мухтасиб обязан иметь указ Духовного управления, без к-рого он не имеет права читать проповеди, и не менее 3 дней в месяц вести просветительную работу.

На Сев. Кавказе также происходит процесс восстановления мечети как центра общины. Однако в общине помимо мусульманского лидера присутствуют еще несколько авторитетных фигур, в т. ч. хранители обычного права, а объектом поклонения помимо мечети часто являются могилы суфийских шейхов. Децентрализация внутриобщинного лидерства сопутствует высокому социальному статусу термина И., к-рый нац. сознание ряда кавказских народов связывает только с фигурой верховного лидера, руководящего газаватом. Часто данный термин применяется исключительно кисторич. И. - Шамилю.