РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
И. как глава общины обладает властными полномочиями, вытекающими из принципов исламского единства. Разделение значений понятия «И.» отражает эволюцию ислама как конфессии, а близость их значений, временами доходящая до совпадения, определена сущностью ислама.
В первые годы ислама функции И. выполнял, совмещая оба значения, Мухаммед. Позднее это было характерно для ранних халифов. Разделение ислама на суннитскую (от арабского сунна - предание) и шиитскую (от арабского шиа - группировка, партия) ветви создало различия в толковании термина. С позиций суннизма И. явл. уполномоченным общины, опирающимся на волю общины и ее согласие (иджма). Глава общины совмещает светское и духовное правление, концентрируя власть для охраны ислама. Передача власти допустима по вненаследственному принципу, допускается ее концентрация в масштабах всего мусульманского мира. Глава всех мусульман, как это имело место при создании арабо-мусульманского гос-ва или во времена Османской империи, принимает титул халифа. Халиф по традиции признается И. как первое лицо в мусульманском мире.
В шиизме проповедуется божеств. сущность верховной власти и И. как такового. И. может быть только человек из рода Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, и титул передается от отца к сыну путем особого указания. В крайних направлениях шиизма разработано учение о божеств. сущности И., о гос-ве истинной власти - имамате, о скрытом И. и его возвращении, когда будет восстановлена божеств. справедливость.
В рамках суфизма - мистико-аскетич. направления в суннитской традиции - возникло отношение к шейхам, т.е. главам суфийских братств, близкое к отношению к И. Шейх является муршидом (наставником), помогающим мюриду (ученику) двигаться по пути самосовершенствования. Особая, вооруженная, форма послушничества, возникшая на Кавказе, получила названия мюридизма.
В истории Рос. империи термин И. имел разл. звучание. С одной стороны, И. выступали в значениях, обозначенных в начале данной статьи. В рос., православном в своей основе, гос-ве с приматом светской власти, имелись мусульманские подданные, жившие в Поволжье, Крыму, Сибири и на Кавказе. В отношении с ними roc-во на начальном периоде практиковало подавление ислама (16-18 вв.), а с кон. 18 в. его инкорпорацию в административную систему империи. При таком подходе лица, выполнявшие функции морального объединения мусульманской общины, выпадали из поля зрения гос-ва. Власти было проще видеть главной фигурой служителя культа - муллу, к-рому можно было приписать черты православного священника.
С другой стороны, достаточно длительный период завоевания Кавказа Россией сделал термин И. популярным в стране. Имамами были главы мощного сопротивления горцев сев.-вост. Кавказа, создавших военно-религиозное гос-во, известное под названием «Имамат Чечни и Дагестана». Стержневой идеей был газават, т.е. вооруженная борьба за веру. Наиб. известен И. Шамиль, принявший этот титул от своих предшественников Гамзат-Бека и Гази-Магомеда. Последнего провозгласил И. знаменитый на Кавказе мюршид Магомед Яраглинский, принадлежавший к суфийскому ордену Накшбанди. Одним из последствий войны России с Имаматом Чечни и Дагестана было прочно осевшее в умах россиян представление о связи понятий газават и И.
В сов. время И. оставались неформальными лидерами в регионах распространения ислама. С кон. 1920-х гг., когда началось разрушение и закрытие мечетей и пострадала часть мусульманского духовенства, институт И. ушел в тень. Видными фигурами оставались имам-хатыбы крупных соборных мечетей.
Возрождение корпуса И. в исламских регионах России произошло на волне общего восстановления роли религии. Для настоящего времени характерно придание имамам офиц. статуса. В рамках Духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ отмечено формирование института И. - мухтасибов. (Мухтасиб - в странах ислама чиновник, наблюдающий за совершением норм шариата.) И.-мухтасиб обязан иметь указ Духовного управления, без к-рого он не имеет права читать проповеди, и не менее 3 дней в месяц вести просветительную работу.
На Сев. Кавказе также происходит процесс восстановления мечети как центра
общины. Однако в общине помимо мусульманского лидера присутствуют еще несколько
авторитетных фигур, в т. ч. хранители обычного права, а объектом поклонения
помимо мечети часто являются могилы суфийских шейхов. Децентрализация внутриобщинного
лидерства сопутствует высокому социальному статусу термина И., к-рый нац.
сознание ряда кавказских народов связывает только с фигурой верховного
лидера, руководящего газаватом. Часто данный термин применяется исключительно
кисторич. И. - Шамилю.