ИЛОВАЙСКИЙ Дм. Ив. (1832-1920)-историк и публицист. В 1854 окончил
Моск. ун-т. Состоял адъюнктом кафедры всеобщей истории в Моск. ун-те, но
вскоре оставил преподават. деят-ность. Первые тр., осн. на изучении широкого
круга источников («История Рязанского княжества», 1858, магистерская дисс.;
«Гродненский сейм: 1793», 1870, докторская дисс.), создали И. репутацию
талантливого исследователя. В «Разысканиях о начале Руси» (1876) И. выступил
решит. противником норманской теории. Категорически отрицая роль варягов
в образовании др.-рус. гос-ва, он обосновал ряд спорных мыслей о существовании
южной приазовской Руси, отождествляя руссов с роксоланами и пытаясь доказать
славянство болгар, гуннов и ятвягов. С 1876 по 1905 И. выпустил 5 томов
«Истории России», доведя ее до периода воцарения Петра I. «История» носила
компилятивный характер и вызвала определ. критику. Общая концепция обществ.
развития И. близка к Н.М. Карамзину и представителям «гос. школы» и сводится
к тому, что история совершается в формах «гос. быта» и поэтому в осн. «имеет
дело с лицами, стоящими во главе народа», к-рый является «этнографич. почвой,
к-рая выделяет из себя действующие лица». Большое внимание И. уделил изложению
истории Украины и Белоруссии. И. был автором многочисл., широко распростран.
и многократно переиздававшихся учебников по рус. истории для ср. школы.
Написанные живым языком, они освещали в осн. вопросы политич. истории.
Учебники соответствовали программе Мин-ва нар. просвещения, были выдержаны
в монархич, духе и в кон. 19 - нач. 20 в. подвергались критике за тенденциозность.
Как публицист, И. был известен крайне консервативными и националистич.
взглядами. Выступал со статьями охранительного направления в «Рус. архиве»,
«Рус. вестнике», «Рус. обозрении», «Московских ведомостях» и «Новом времени».
В 1897 - 1916 издавал свой печатный орган «Кремль». Чрезмерные полемичность
и политизация в решении мн. сложных вопросов истории и политики привели
к непопулярности И. в ученых и обществ. кругах и забвению его значит. заслуг
в обл. рус. истории. В сов. время игнорирование его тр. связано с восприятием
И. как монархиста и черносотенца.