РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В России впервые применен в росписях дверей Первоначального дворца (Домика) Петра I в СПб. (между 1703 и 1710), создающих иллюзию видимого в дверной проем открытого пространства. И. постоянно применялся в интерьерах барокко, проявляясь в прорывах в иллюзорное живописное пространство плафонов, во взаимопереходах живописи и скульптуры, в эффектах отраженного мира зеркал. И. в рус. монум.-декор. живописи достиг вершины в творчестве П. ди Гонзаги; ярким примером И. являются росписи гризайль, изображающие лепнину перекрытий, свойственные стилю ампир (напр., парадная лестница Михайловского дворца в СПб. - ныне главного здания Русского музея). Встречается также в станковом иск-ве (т. н. «натюрморты-обманки» 18 в., напр. во дворце Монплезир в Петергофе, «Амур, стреляющий из лука в зрителя» Ш. Ван-Лоо, дворец в Павловске, акварели Ф.П. Толстого). Начиная с эпохи барокко И. свойствен театрально-декорационному иск-ву, в к-ром проявлялся спорадически вплоть до 2-й пол. 20 в.