РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ (лат illustratio -освещение, наглядное изображение) - рисунок или любое изображение, помещ. в книге в целях пояснения или дополнения текста; область иск-ва, создающая И. Истинная И. предназначена для одновременного восприятия ее с вербальным текстом, и иск-во И., таким образом, неразрывно связано с иск-вом книги. И., вносимая в текст книги, изображает мир на плоскости листа и является отраслью графики (книжная графика), реже живописи, в новое время также фотографии. В более широком плане к И. относят живописные и графич. работы, к-рые не предназначены для оформления книг, если они интерпретируют лит. текст. В таком широком понимании И. теоретически она может быть и в др. техниках и мат-лах, вплоть до скульптуры.

И. получила широкое распространение уже в Др. Китае и Египте, а также в Европе в позднеантич. и раннехрист. рукописной книге - в виде миниатюр, заставок и др. элементов декор. оформления. В России И.-миниатюра известна со времени появления письменности и первых книг, развивалась параллельно иконописи и пользовалась в значит. степени ее худож. языком. Живописная миниатюра с появлением книгопечатания сменилась гравюрой (на дереве и меди) - в Китае ксилография возникла еще в 6 - 7 вв., в Европе - в 15 - 16 вв., в России - с 16 в. С этого времени история И. и история гравюры теснейшим образом переплетаются между собою. В книге эпохи барокко особое значение приобрели гравированные фронтисписы, представлявшие собою сложные аллегорич. композиции, содержательно соотнесенные как с текстом всей книги, так и с ситуацией ее написания и издания. Расцвета в 17 в. достигла И. в научно-техн. литре: карты, схемы, «анатомии», изображения растений, животных. В эпоху рококо получает развитие И. к худож. текстам - сцены, иллюстрирующие описываемые ситуации, и аллегорич. виньетки; среди мастеров И. этого времени в Зап. Европе - Ф. Буше, О. Фрагонар, Д. Ходовецкий. И. легко переходят культурные границы, воспроизводятся при изданиях переводов, став интернациональным культурным достоянием и способствуя единству европ. культуры. Научная И., выполняемая художником, сохраняет свое значение и в 19 в., оттесненная на второй план только с распространением фотомеханич. воспроизв. оригинала И. Иллюстрация худож. текстов получает особое распространение с кон. 18 в.; с этого времени И. в худож. лит-ре могут иметь самостоят. ценность и быть в той или иной мере независимы от текста. В России в обл. книжной И. особенно значительны работы Н.А. Львова, И.А. Иванова, гр. Ф.П. Толстого, кн. Г.Г. Гагарина, А.А. Агина Сер. 19 в. была временем относительного упадка И., превратившейся по существу в отрасль станковой графики и потерявшей органическую связь с книгой; возрождение иск-ва И. связано с протомодерном и модерном (И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, Е.Д. Поленова). Созданная на грани 19 -20 вв. «Царская охота» ген. Н.И. Кутепова, оформленная рисунками всех крупнейших художников России, осталась одной из лучших книг в истории рус. И. Эпоха модерна стала временем расцвета рус. И., особенно в связи с деят-ностью «Мира искусства» (А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, Е.Е.Лансере, Н.К. Рерих и мн. др.); продолжением этого активного периода в истории рус. И. были 1920-е гг., связанные сдеят-ностью В.А. Фаворского, В.М. Конашевича и мн. др. мастеров графики. С 1920-х гг. получает все большее развитие многокрасочная И. в детской книге. Затем, досер. 1950-хгг., рус. И. сближается со станковой графикой; с кон. 1950-х гг. вновь возрождается как специфич. иск-во, являя исключит. разнообразие как техник и стилей, так и взаимоотношений с лит. текстом.

Лит.: Тынянов Ю. Н. Иллюстрации //Тынянов Ю. Н. Архаисты и новаторы. Л., 1929; Кузьминский К. С. Русская реалистическая иллюстрация XVIII -XIX вв. М., 1937; Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М., 1962; Сидоров А. А. История оформления русской книги. М., 1964.