РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ИЛИОДОР (Труфанов Сер. Мих.)

ИЛИОДОР (Труфанов Сер. Мих.)

ИЛИОДОР (Труфанов Сер. Мих.) ИЛИОДОР (Труфанов Сер. Мих.) (1880-1952) - скандально изв. в нач. 20 в. в России иеромонах рус. правосл. церкви, один из организаторов «Союза рус. народа». Происходил из донского казачества. Окончил С.-Петерб. дух. акад. (1905). Там же принял монашество (1903). В дек. 1903 знакомится с Г.Е. Распутиным, впоследствии ставшим его близким другом и покровителем. По окончании акад. направляется для служения в Волынскую епархию (Почаевская лавра), под начало еп. Антония (Храповицкого), где прославился как блестящий оратор, умеющий завоевывать внимание масс. Антисемитски настроенный и ненавидящий интеллигенцию, И. требовал от пр-ва в чрезвычайно жестких выражениях «наведения порядка» и «наказания крамольников», говоря при этом о «слабости и нерешительности» царя в деле подавления рев-ции 1905. Весной 1908 И. был переведен в г. Царицын зав. Святодуховским Троицким подворьем, где широко развернул черносотенную пропаганду. Пользуясь поддержкой и покровительством саратовского еп. Гермогена, И. в своих проповедях нападал не только на евреев и интеллигентов, но также и на всех «богатеев» (т. е. купцов, чиновников, полицейских и т. д.), резко критикуя также деят-ность саратовского губернатора графа С. С. Татищева. В янв. 1911, ввиду всех этих обст-в, Св. Синод постановил перевести И. в Новосильский мон. (Тульская епархия). Однако И., пользуясь в то время дружбой с Распутиным, не подчинился решению церк. властей, требования к-рых так и не были исполнены. Наступившее в том же году охлаждение дружбы с Распутиным, а также личные амбиции И. привели к тому, что 16 дек. 1911 он вместе с еп. Гермогеном потребовал от «царского друга» клятвы не бывать больше во дворце и не позорить царскую фамилию, жестоко его при этом избив. Это закончилось для И. ссылкой 17 янв. 1912 во Флорищеву пустынь Владимирской губ. Лишившись поддержки «старца», И. более никакой самостоят. роли играть не мог. 8 мая 1912 он подал в Синод прошение о снятии сана, что было осуществлено после отказа И. признавать и далее власть синодальных архиереев и от веры в Бога («Бога вашего отныне я не знаю») - 17 дек. 1912. В последующие годы проживал на Дону (станица Мариинская). Обвиненный Распутиным в подсылке к нему убийцы (X. К. Гусевой), 19 июля 1914 бежал за границу, переодевшись в женское платье. Проживал в Норвегии, затем в Америке. По воспоминаниям В.В. Шульгина, И. возвратился в Царицын в 1920, где под именем «русского папы» основал «живую церковь», объявив себя при этом «патриархом всея Руси», выступив, т. о., против патр. Тихона. Отличался крайне эксцентричным характером, по существу являясь «монархистом-революционером». Авторобличит. кн. «Святой черт», направленной против Распутина, церк. властей и императрицы.