РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ИЛЬИНСКИЙ Игорь Вл.

ИЛЬИНСКИЙ Игорь Вл.

ИЛЬИНСКИЙ Игорь Вл. ИЛЬИНСКИЙ Игорь Вл. (1901-87) -актер, реж. Учился в театр. студии Ф. Комиссаржевского, с 1918 играл в моск. т-рах. Подлинной школой актерского мастерства стал для И. Т-р Вс. Мейерхольда (на его сцене И. работал в 1920-35). С 1938 - актер Малого т-ра. В кино с 1924. Зарекомендовал себя в комич. амплуа. Лучшие роли в немом кино сыграл в ф. Я. А. Протазанова: «Аэлита» (1924, сыщик-любитель), «Закройщик из Торжка» (1925, Петя Петелькин), «Процесс о трех миллионах» (1926, вор Тапиока), «Праздник святого Йоргена» (1930, бродяга Франц). Именно в протазановских ф. была найдена маска неудачливого, но веселого авантюриста. Мастерское владение эксцентрическим трюком и пантомимой, вынесенное из Т-ра Вс. Мейерхольда, обеспечило актеру популярность у массового кинозрителя. В комедии С. П. Комарова «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927) И. снялся с дуэтом амер. «звезд» - Д. Фэрбенксом и М. Пикфорд. Развлекательный кинематограф настойчиво пытался тиражировать маску И. («Когда пробуждаются мертвые», 1926, реж. А. Дмитриев; «Чашкачая», 1927, реж. Н. Г. Шпиковский; «Кукла с миллионами», 1928, реж. С. П. Комаров). Театр. опыт позволил И. легко освоиться в звуковом кино. Идя навстречу социальной потребности, он сменил маску обаятельного пройдохи на новую, с к-рой долго не расставался. И. сыграл много разновидностей одной и той же роли мелкого или среднего сов. бюрократа, глуповатого, наивно самоуверенного, но при этом почти безобидного: управдом в ф. «Механический предатель» (1931, реж. А. Дмитриев); администратор Бывалов в ф. «Волга-Волга» (1938, реж. Г. А. Александров); совслужащий Петр Петрович в «Званом ужине» (1953, реж. Ф. Эрмлер); завклубом Огурцов в «Карнавальной ночи» (1956, реж. Э.А. Рязанов). Более сложный диапазон актерских возможностей И. удалось развернуть в экранизациях и ф.-спектаклях по рус. классике (фельдшер в ф. «Хирургия», 1939, реж. Я.Б. Фрид; Загорецкий в ф.-спектакле «Горе от ума», 1952; Крутицкий в ф.-спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», 1952; Мурзавецкий в ф.-спектакле «Волки и овцы», 1953). Из поздних актерских работ И. мягкой иронической интонацией выделялась роль Кутузова в ф. Э.А. Рязанова «Гусарская баллада» (1962). В 1966 реж. И.Я. Турин снял документальный ф. «Встречи с Игорем Ильинским» (сценарий И. совм. с И.Я. Гуриным). Среди ф.: «Мисс Менд» (1926, реж. Ф.А. Оцеп, Б.В. Барнет, роль клерка Гопкинса); «Однажды летом» (1936 реж. И. совм. с X. Шмайном, роли проф. Сен-Вербуда и комсомольца-автодоровца); «Безумный день» (1956, реж. А.П. Тутышкин, роль Зайцева).

ИЛЬИНСКИЙ Игорь Вл.

И. В. Ильинский

Соч.: Со зрителем наедине. М., 1964; Сам о себе. М., 1973.

Лит.: К л а д о Н. Игорь Ильинский. М., 1939; X а й ч е н к о Г. Игорь Ильинский. М., 1962; Февральский А. Пути к синтезу: Мейерхольд и кино. М., 1978.