ИЛЬИНСКИЙ Игорь Вл. (1901-87) -актер, реж. Учился в театр. студии
Ф. Комиссаржевского, с 1918 играл в моск. т-рах. Подлинной школой актерского
мастерства стал для И. Т-р Вс. Мейерхольда (на его сцене И. работал в 1920-35).
С 1938 - актер Малого т-ра. В кино с 1924. Зарекомендовал себя в комич.
амплуа. Лучшие роли в немом кино сыграл в ф. Я. А. Протазанова: «Аэлита»
(1924, сыщик-любитель), «Закройщик из Торжка» (1925, Петя Петелькин), «Процесс
о трех миллионах» (1926, вор Тапиока), «Праздник святого Йоргена» (1930,
бродяга Франц). Именно в протазановских ф. была найдена маска неудачливого,
но веселого авантюриста. Мастерское владение эксцентрическим трюком и пантомимой,
вынесенное из Т-ра Вс. Мейерхольда, обеспечило актеру популярность у массового
кинозрителя. В комедии С. П. Комарова «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927) И.
снялся с дуэтом амер. «звезд» - Д. Фэрбенксом и М. Пикфорд. Развлекательный
кинематограф настойчиво пытался тиражировать маску И. («Когда пробуждаются
мертвые», 1926, реж. А. Дмитриев; «Чашкачая», 1927, реж. Н. Г. Шпиковский;
«Кукла с миллионами», 1928, реж. С. П. Комаров). Театр. опыт позволил И.
легко освоиться в звуковом кино. Идя навстречу социальной потребности,
он сменил маску обаятельного пройдохи на новую, с к-рой долго не расставался.
И. сыграл много разновидностей одной и той же роли мелкого или среднего
сов. бюрократа, глуповатого, наивно самоуверенного, но при этом почти безобидного:
управдом в ф. «Механический предатель» (1931, реж. А. Дмитриев); администратор
Бывалов в ф. «Волга-Волга» (1938, реж. Г. А. Александров); совслужащий
Петр Петрович в «Званом ужине» (1953, реж. Ф. Эрмлер); завклубом Огурцов
в «Карнавальной ночи» (1956, реж. Э.А. Рязанов). Более сложный диапазон
актерских возможностей И. удалось развернуть в экранизациях и ф.-спектаклях
по рус. классике (фельдшер в ф. «Хирургия», 1939, реж. Я.Б. Фрид; Загорецкий
в ф.-спектакле «Горе от ума», 1952; Крутицкий в ф.-спектакле «На всякого
мудреца довольно простоты», 1952; Мурзавецкий в ф.-спектакле «Волки и овцы»,
1953). Из поздних актерских работ И. мягкой иронической интонацией выделялась
роль Кутузова в ф. Э.А. Рязанова «Гусарская баллада» (1962). В 1966 реж.
И.Я. Турин снял документальный ф. «Встречи с Игорем Ильинским» (сценарий
И. совм. с И.Я. Гуриным). Среди ф.: «Мисс Менд» (1926, реж. Ф.А. Оцеп,
Б.В. Барнет, роль клерка Гопкинса); «Однажды летом» (1936 реж. И. совм.
с X. Шмайном, роли проф. Сен-Вербуда и комсомольца-автодоровца); «Безумный
день» (1956, реж. А.П. Тутышкин, роль Зайцева).
И. В. Ильинский
Соч.: Со зрителем наедине. М., 1964; Сам о себе. М., 1973.
Лит.: К л а д о Н. Игорь Ильинский. М., 1939; X а й ч е н к о
Г. Игорь Ильинский. М., 1962; Февральский А. Пути к синтезу: Мейерхольд
и кино. М., 1978.