РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В первые века христианства изображения Богоматери практич. не встречаются. Установление почитания ее икон относится к 5 в. и введено двумя Вселенскими соборами - 3-м (431, Эфес) и 4-м (451, Халкидон). С этого времени распространяются освященные изображения Богоматери.
В их основу, по церк. преданию, легли три образа Богоматери, написанные евангелистом Лукой. Один из них, известный под названием «Умиление» (греч. «Елеуса» - «милующая»): Богородица изображена справа от зрителя. Младенец Иисус, сидящий на ее правой руке, приникает к ее щеке, левой рукой обнимая мать за шею. К этому типу принадлежат «Владимирская» и «Феодоровская» И. Второй образ, более торжественный - «Одигитрия», - изображет Марию слева от зрителя, держащей Христа на коленях, сидящим на ее левой руке. Название «Одигитрия» (греч. «Путеводительница») напоминает о чудесной помощи, оказываемой Богоматерью путникам. «Казанская», «Иверская», «Тихвинская» и «Смоленская» И. Божьей Матери являются «Одигитриями». Третий изображал молящуюся Богоматерь («Ахтырская»). С ним отождествляют тип иконы «Агиосори-тисса» (по названию придела Халкопратийского храма в Константинополе). Он олицетворяет идею предстательства и заступничества Богоматери. Эти три типа изображения Божией Матери легли в основу многочисл. иконографич. вариантов И., получивших по месту чудесного явления или прославления специальные наименования.
В течение последовавших 15 веков и, особенно, в тысячелетней традиции рус. православия появились и получили распространение также другие иконографич. типы, не выводимые из трех первоначальных. Прежде всего это древняя византийская «Оранта» (лат. «молящаяся»): Богоматерь представлена фронтально, с поднятыми вверх руками (такой иконографич. тип называют «Великая Панагия»). Эта икона известна на Руси с 10 в.; вариантом ее является почитаемая икона «Знамение Божией Матери». Широко распространены изображения сидящей на престоле Богоматери, держащей младенца перед собой на коленях, и др. древние и более новые типы изображений. Это изображения Богоматери, вдохновленные текстами ветхозаветных пророчеств («Богоматерь Гора Нерукосечная» - толкование пророчества Даниила; «Богоматерь Непроходимая Дверь» - на текст пророчества Иезекииля), призванные демонстрировать основные положения христианства. Также это изображения, соответствующие текстам церковных песнопений («Акафист Богоматери», «О Тебе радуется...», «Достойно есть...», «Что Тя наречем...» и т. д.). Все эти образы Богоматери, если они чудотворные, могут иметь свои престолы и престольные праздники.
Богоматерь Владимирская. Икона 1-й пол. 12 в.
Как правило, чудотворными бывают иконы, новообретенные при чудесных обстоятельствах, пережившие бедствия или привезенные из Святых мест. Иконографич. тип И. не имеет значения, поскольку почитание иконы связано не с ее иконографией, а с чудесными свойствами образа. В честь списков чудотворного образа могут также устраивать престолы, храмы; почитаемые списки могут также становиться чудотворными, и их небольшие отличия от канонич. иконографич. типа в этом случае создают новый канон.
К И. Божией Матери не относятся праздничные иконы Богородичного цикла: «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Успение» или широко почитаемый на Руси «Покров». В этих случаях церковный престол почитается на христианский праздник, а не на его изображение (обретение).
Первой И. Божьей Матери на Руси считалась «Иерусалимская», привезенная из Константинополя в Корсунь в 988 - в год Крещения Руси. (В 1571 перевезена в Москву, в 1812 подлинник исчез.) Празднуется «Иерусалимская» икона 25 (12) окт. Среди 260 почитаемых икон есть общенациональные святыни и местночтимые образы. Ниже приводится перечень чудотворных И. Божией Матери, имевших к 1917 престолы в Москве и С.-Петербурге, с указаниями дат престольных праздников. «Афонская», или «Влахернская», - написана на Афоне в 1579. В 1654 привезена афонскими иноками в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. Утрачена. 20 (7) июля. «Ахтырская» - Богородица, молящаяся Распятию. 15 (2 июля). «Благодатное небо», или «Что Тя наречем...», - привезена из Смоленска в Архангельский собор Моск. Кремля в 15 в. 19 (6) марта. «Боголюбская» - личная икона кн. Андрея Боголюбского. Греч. икона 12 в. Находится во Владимире. 1 июля (18 июня). «В скорбях и печалях утешение» - образ-складень, привезен на Афон вселенским патриархом Афанасием в сер. 17 в., в 1861 привезен в Россию. 1 дек. (19 нояб.). «Взыскание погибших» - чтимая икона (фряжского письма). В 1812 разрублена на три части. Считается покровительницей воинов. 18 (5) февраля.
«Владимирская» - визант. икона 11 в., приписываемая апостолу Луке. Тип «Умиление». Была перенесена в Москву с перенесением престола митрополита из Владимира. Главная московская святыня. Имеет несколько празднований, связанных с ее историей. Сретение Владимирской иконы - 8 сент. (26 авг.) - спасение от нашествия Тамерлана (Тимура) на Русь в 1395; в честь праздника основан Сретенский мон. Празднование в намять «стояние на Угре» хана Ахмата в 1480 - 6 июля (23 июня). В память спасения Москвы в 1521 от Махмет-Гирея - 3 июня (21 мая). Оригинал И. - в Третьяковской галерее.
Смоленская икона Божьей Матери. Рубеж 17-18 вв.
«Всех скорбящих Радость» - список с греч. иконы, прославленный в 1688. Изображает стоящую Богоматерь, благословляющую скорбящих. И. приобретает особую популярность с тех пор, как царица Наталья Кирилловна благословила им свою дочь Наталью Алексеевну. Эта икона, по преданию, написана Симоном Ушаковым. Ныне - в Преображенском соборе СПб. Петербургский список этой иконы, хранившийся в одноименной часовне и переживший пожар, - т. н. «Божья матерь с грошиками», или «Нагим одеяние, больным исцеление», - в 1997 признан чудотворным. 6 нояб. (24 окт.).
«Гребневская» - поднесена жителями города Гребня св. вел. князю Дмитрию Донскому в 1380 после Куликовской битвы. 10 авг. (28 июля).
«Грузинская» - икона куплена рус. купцами у персов, покоривших Грузию, в 1629 подарена Красногорскому Богородичному мон. на Пинеге, прославилась многими чудесами. Летом ее носили в Архангельск. Привезена в Москву (1650). 4 сент. (22 авг.).
«Донская» - в память избавления Москвы от Казы-Гирея в 1591. На месте битвы основан Донской мон. Донской образ написан в 1392 Феофаном Греком, тип - «Умиление». 1 сент. (19 авг.).
«Знамение» - список греч. иконы в форме «Оранты» типа «Панагия» с младенцем Иисусом на груди. Название «Знамение» - от чуда, произошедшего при битве суздальцев с новгородцами в 1170. 10 дек. (27 нояб.).
«Иверская» - по легенде, чудесно пришла по воде к берегам Афона, где прославилась. Перенесена из Афона в Москву в 1648. Также называется
«Вратарница». Тип «Одигитрия». 26 (13) окт. и 25 (12) марта.
«Избавительница» - греч. икона из Афонского мон. перенесена в Ново-Афонский мон. в 1889. 30 (17) окт.
«Казанская» - образ типа «Одигитрия», считается заступницей Рос. земли; обретена под Казанью в царствование Ивана Грозного в 1579. Празднуется в память о победе над поляками в 1612. Главная святыня С.-Петербурга, где почитается также в связи с изгнанием Наполеона из России. Известны многочисленные списки иконы. Праздник 4 нояб. (22 окт.). Отд. праздником явл. также день явления иконы во граде Казани девочке Матроне: 21 (8) июля.
«Коневская» («Акафистная») - привезена в кон. 14 в. с Афона преп. Арсением, основателем мон. на о-ве Коневец Ладож. оз. Гл. святыня Коне-вецкого мон. 23 (10) июля.
«Милостивая» - чтимый образ из Зачатьевского мон. 25 (12) нояб.
«Милующая» («Достойно есть») - привезена с Афона иеромонахом Арсением в 1880; тип «Умиление». 24 (11) июля.
«Моденская» - образ, привезенный Б. Шереметевым из Италии в кон. 17 в. и подаренный Петру I. 3 июля (20 июня).
«Молчинская» - образ явился (был найден) в 1405 на болоте Молче под Путивлем. 1 окт. (18 сент.).
«Неопалимая купина» - изображение Богоматери заключено в восьмиугольную звезду, составленную из четырехугольников: зеленого цвета купины, т.е. куста, и красного цвета пламени, охватившего купину, - с символами евангелистов и ангелами, в руках у нее лестница или врата, что соответствует ветхозаветной пророч. символике. 17 (4) сент.
«Нечаянная радость» - по преданию, в честь прощения грешника, молившегося у иконы Богоматери. 22 (9) дек. и 14 (1) мая.
«Отрада и утешение» («Ватопедская») - чтимый образ греч. письма; тип «Умиление»; происходит из Ватопедского мон. на Афоне. 3 февр. (21 янв.).
«Печерская» - Богоматерь изображена со святыми Антонием и Феодосием Печерскими, известна в 1085. 16 (3) мая.
«Ржевская» - явилась в 1539 подо Ржевом, откуда была перенесена в Успенский собор Моск. Кремля.
Через полгода возвращена обратно во Ржев. 24 (11 июля).
«Рудненская» - древняя чтимая И. 25 (12) окт.
«Седмиезерная» - список И. Богоматери, особенно чтимый казаками. 26 (13) окт.
«Скоропослушница» - афонская И. 10 в., с 17 в. почитались ее списки на Руси. 22 (9) нояб.
«Смоленская» - образ привезен из Константинополя в Смоленск в 12 в. В 1398 перенесена в Благовещенский собор Моск. Кремля. В 1456 возвращен в Смоленск. Греч. И. в форме «Одигитрия», по преданию, написанная в 1046. 10 авг. (28 июля).
«Споручица грешных» - И. прославилась в Одрином мон. Орлов. епархии. Младенец держит обеими руками правую руку Богоматери. 20 (7) марта.
«Страстная» - «Одигитрия» в окружении ангелов с орудиями Страстей Господних. 26 (13) авг.
«Тихвинская» - в честь явления в 1383 и заступничества Богородицы в битве со шведами 1613. Список с греч. «Одигитрии». 9 июля (26 июня).
«Толгская» - явилась еп. Ростовскому и Ярославскому Прохору в 1314 на реке Толга. На этом месте был возведен мон. 21 (8) авг.
«Трех радостей» - чтимая моск. И., празднуется в след. день по Рождеству Христову. 8 янв. (26 дек.).
«Троеручица» - визант. изображение в честь чуда Иоанна Дамаскина, приложившего к И. серебр. изображение исцеленной руки. 11 июля (28 июня), 25 (12) июля.
«Умиление» Серафиме-Дивеевского мон. - личная икона, под к-рой скончался св. Серафим Саровский. 10 авг. (28 июля).
«Утоли моя печали» - изображение Богоматери со свитком с надписью «Суд праведный судите, милость и щедроты творите...». Привезена казаками в 1640 в Москву. Мироточивая И. была гл. святыней Арзамасского мон. 7 февр. (25 янв.).
«Феодоровская» - иконографически близка к «Владимирской» («Умиление»). Названа по мон. св. Феодора Стратилата в Городце, где хранилась с 1239. По преданию, под нею скончался кн. Александр Невский.
Богоматерь «Знамение». Икона 16 в.
В дальнейшем хранилась в Ипатьевском мон. С 1613 покровительница рода Романовых, т. к. ею благословлен при избрании на царство Михаил Федорович Романов. Воплощает династич. преемственность Романовых от Рюриковичей. 27 (14) марта, 29 (16) авг.
«Холмская» - И. Радочнецкого Свято-Антониева жен. мон. Холмской еп. Люблинской губ. Привезена из Византии супругой св. кн. Владимира, пожертвовавшей И. в холмскую церковь, где ее обрели под развалинами много лет спустя после разрушения в 1261. В 1915 перевезена в С.-Петербург. 21 (8) сент.
«Целительница» - изображает Богоматерь, стоящую у постели больного клирика. 1 окт. (18 сент.).
«Шестаковская» - образ из Шестаковского Вознесенск. жен. мон. 19 (6) марта.
В марте 1917, в дни отречения от престола последнего императора, в с. Коломенском явилась И., назв. «Державная» (тип «Умиление»). 15 (2) марта.
Составление сказаний о наиб. прославл. И. Богоматери способствовало сложению на Руси циклов изображений, обрамлявших расположенную в центре И. Божией Матери и раскрывавших историю образа. К их числу относятся циклы из истории Владимирской, Тихвинской, Казанской и нек-рых др. И. Богоматери. Эти циклы следовали лит. источнику, цитаты из к-рого растолковывали сущность изображенного.