РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Состав и расположение икон в И. являет собой стройную образно-символич. систему. И. включаетпраотеческий, пророческий, праздничный, деисусный и местный ряды икон. В центре И. находятся Царские врата, по сторонам к-рых - нижний ряд местных икон.
В нем непосредств. у Царских врат находятся иконы Христа и Богоматери, следующ. за иконой Христа ставится образ храмового праздника - т. н. храмовая икона, соответств. посвящению престола. Кроме Царских врат, в И. делаются двери с иконами на них, ведущие в жертвенник и дьяконник В местный ряд ставятся также иконь. чтимых святых данного храма, данной местности, иногда наиб. ценные вкладные иконы. Поэтому местный ряд в каждом храме индивидуален по составу. Над Царскими вратами, вне чинов, обычно помещается образ Тайной вечери.
Смысловым ядром классич. ср.-век. И. является деисусный чин - образ явления Христа в его втором пришествии. На его центр. иконе изображается Христос в образе Вседержителя, поддерживающий на коленях раскрытое Евангелие. В 17 в. традиц. деисусные чины нередко заменялись апостольскими.
Праздничный ряд включает иконы с изображением двунадесятых и страстных праздников, воплощающие важнейшие события земной жизни Христа и Богородицы и отражающие годовой литургич. круг.
Выше располагаются иконы пророческого чина, появившегося в И. с начала 15 в. (Успенский собор во Владимире, ок. 1408; Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1425 - 27). Основное смысловое значение икон этого яруса, заключается в выражении догмата о воплощении Христа, изложенного в предсказаниях пророков Ветхого Завета. В центре помещают либо икону, изображающую царя Давида, к-рого почитают прямым предком Христа и его прообразом, либо «Богоматерь Знамение». Состав чина не был строго регламентирован, в него входили изображения великих, малых и иных пророков (первонач. были поясными, в 17 в. появляются полнофигурные). Пророков изображают со свитками с текстами их пророчеств, реже с иными атрибутами.
Иконы праотеческого чина, появившегося с 16 в., представляли образы праотцев - предков Христа, от Адама до Моисея, с центральной иконой Троицы. Завершался И. чаще всего распятием с предстоящими либо иконой Спаса Нерукотворного.
В 15 в. и в более позднее время между деисусным и праздничным чинами нередко присутствует ряд вкладных икон. В 17 в. в навершии И. используется ряд изображений херувимов. Под иконами местного ряда подвешивались орнаментальные или лицевые пелены, в 17 в. их сменили деревянные панели-тумбы с орнаментальной либо сюжетной росписью. Резное или живописное украшение тябл к концу 17 в. сменилось пышной барочной резьбой, появляется скульптурный декор. И. стал сложным архитектурным сооружением, получили распространение иконы, писанные на холсте.
С развитием европ. стилей в рус. церковном иск-ве положение икон в И. перестает быть столь четким, как в древности. В 1-й пол. и сер. 18 в. для них характерны нетрадиц. рокайльные формы (овальные, круглые, трехлепестные). С приходом классицизма размеры икон увеличиваются, кол-во рядов уменьшается. Единств. обязат. становится местный чин. Сами иконы пишутся в стиле академич. классицизма, и в их качестве иногда используются произв. светской живописи на сюжеты Св. Писания. С возрождением нац. традиций в «русском стиле» (2-я пол. 19 в.) И. приобретает историч. формы.
Лит.: Сперовский Н. Старинные рус. иконостасы. СПб., 1893; Бетин
Л. В. Историч. основы древнерус. высокого иконостаса // Древнерус. иск-во:
Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств, 14-15 вв. М., 1970.
С. 57-72; Гусаров а Е. Б. Рус. поясные чины 15-16 вв.: Опыт и коногр. классификации
//Сов. искусствознание-78. М., 1979. Вып. 1.С. 104-131; Флоренский П. А.
Иконостас // Флоренский П.А. Изб. тр. по иск-ву. СПб., 1993.