![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Евангелия свидетельствуют, что эти ожидания осуществились в И. X., в к-ром воплотилось и вочеловечилось (т. е. осуществилось в человеческой личности) Слово Божие - абсолютное и окончательное откровение Бога о самом себе, обетование Господа об избавлении людей от тотальной подверженности греху и смерти. Грех здесь понимается как отчуждение от Бога, источника бытия и жизни. Следствие этого отчуждения - смерть и небытие. Бог, соединив себя с человеком в личности И. X., преодолевает отчуждение и в воскресении И. X. полагает начало новому бытию человечества - торжеству «вечной жизни».
Согласно евангельским данным И. X. родился приблизительно в 6 - 5 г. до н. э. (т. е. до Р. X.!). Этот парадокс вызван тем, что дата рождения И. X. первоначально была определена не совсем точно, но закрепилась в традиции, знаменовав собою начало «новой эры». Он появился на свет сверхъествественным образом - от Духа Святого и Девы Марии - в маленьком Вифлееме близ Иерусалима, в семействе праведного Иосифа, плотника по профессии. Родословие И. X. приводится в двух версиях евангелистами Матфеем (1:1 - 17) и Лукой (3:23 - 38). Оба они сообщают о чудесном Рождестве И. X. и о событиях, сопровождавших Рождество. О ранних годах И. X., проведенных в доме его названного отца в городе Назарете Галилейском, известно очень мало. Евангелие от Луки кратко сообщает лишь об одном эпизоде его жизни в 12-летнем возрасте (Лк 2:41-52).
Общественное служение И. X. начинается с его крещения от Иоанна Предтечи в возрасте приблизительно 30 лет. С этого времени и вплоть до смерти и воскресения И. X. в течение примерно 3-х лет (27 - 30 н.э.) проводит жизнь странствующего проповедника и чудотворца-целителя в пределах родной Галилеи, Иудеи, Самарии и др. областях Палестины, находившейся под властью Рима. Вся его земная деятельность проходит под знаком возвещения приблизившегося Царствия Божия (Мк 1:15).
Это вторжение власти Бога в жизнь людей неизбежно является вызовом их совести, требующим конкретного жизненного решения - покаяния и веры. Царствие Божие возвещается И. X. в словесной форме (притчи, провозглашение этических норм) и в форме активных знаков (знамения, чудотворения). Притчи, характерные для Востока многоплановые символические иносказания, в доступной форме предлагают новое учение о Боге, о его Царствии и о новых ценностных установках, к-рые должны отразиться в человеческом поведении.
Этическое учение И. X. (впервую очередь Нагорная проповедь, Мф 5 - 7 гл.) переносит акцент с внешнего следования нормам религиозного Моисеева закона на внутреннее преображение человека. Закон пытается устранить симптомы греха, а внутреннее преображение нацелено на устранение самой причины греха. Любовь к Богу - «первая и наибольшая заповедь»; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на этих двух заповедях утверждается весь «закон и пророки» (Мф 22:37 - 40), - отвечает Христос «искушающему» его законнику.
![]() |
Распятый Иисус Христос. Эскиз росписи для Владимирского собора. Худ. В. М. Васнецов
![]() |
Спас Ярое Око. Икона 14 в.
Многочисл. чудеса, совершаемые И. X., особенно чудеса исцелений, также служат цели быть знаками (знамениями) избавления от греха и его следствий. Нек-рые евангельские эпизоды имеют глубоко символический характер, являя божественность И. X., а также новый, уникальный образ его мессианства, противоречащий распространенному представлению о Мессии как «национальном герое» (сцена Крещения, искушений в пустыне, хождения по водам, чудесного улова рыбы, Преображения). В Евангелиях эти эпизоды даны с использованием символического языка и преследуют не столько историко-биографические, сколько богословские цели.
Вся деятельность И. X., с одной стороны, свидетельствовала о его мессианском самосознании, а с др. стороны - глубоко противоречила тому, что именно еврейское общество ожидало от Мессии. Израиль ждет избавления от языческого римского присутствия, а Иисус явно не разделяет фанатичного патриотизма соотечественников. Израиль желает видеть в Мессии также и экономического чудотворца, а Иисус уже в сцене искушения отказывается «превращать камни в хлебы» (Мф 4:3 - 4; ср. Ин 6:26). Израиль уповает на Мессию - вселенского земного владыку, а Иисус утверждает, что его власть и Царство не от мира сего (Ин 6: 15; 18:36). Своим учением и поведением он постоянно бросает вызов привычному внешнему благочестию уважаемых в народе фарисеев. Постепенно нарастает неизбежный трагический конфликт между И. X. и влиятельными кругами израильского общества. Свое завершение он находит в «Страстях (Страданиях) Христовых» - в аресте благодаря предательству Иуды Искариота, в издевательствах и суде перед иудейским религ. Советом (Синедрионом) и Понтием Пилатом, в приговоре к смерти и в распятии на кресте, установленном на Голгофе. Довершают трагедию малодушие и трусость учеников, к-рые, «оставив его, бежали» (Мф 26:56), за исключением одного лишь Иоанна.
Смерть И. X. означала немедленный распад общины так и не понявших смысла его пришествия учеников (см. Л к 24:21). За этим с неизбежностью должно было последовать полное поражение его движения. Однако последующие события, о к-рых повествует Евангелие, показали обратное. Опустевшая гробница и многочисл. случаи явления И. X. узкому и широкому кругу учеников доказывали, что он жив, что смерти «было невозможно удержать Его» (Деян 2:24), что он воскрес из мертвых, как и предсказывал ранее. Ближайшим следствием его воскресения стало восстановление апостольской общины. Началась история Церкви как собирания учеников вокруг воскресшего и «прославленного» Господа. Именно этим именем - Господь, греч. - заменявшим в богослужебном языке того времени непроизносимое имя Бога (Яхве), называют с того времени И. X. его последователи (Флп 2:11).
Новозаветная письменность отражает постепенное формирование христологии (церк. учения о личности И. X.). Сам факт преодоления смерти - т. е. полного распада личности в отчуждении от Бога как источника жизни - убеждал в том, что в И. X. проявилось особое действие Бога-Творца, совершившего новый акт творения. Став этим «новым творением» (Новым Адамом), И. X. избавлен от ограничений, характерных для несовершенного материального «мира сего», пребывающего во грехе. Действие Бога в своем Сыне осознается и выражается в различных «титулах» И. X. Наиб. часто употребляется наименование «Сын Человеческий». Другое предельно важное имя И. X. - «Сын Божий». Первоначально просто указывавшее на особое посланничество Мессии, это имя приобретает в Евангелии от Иоанна новый богословский смысл: Сын есть совершенное Откровение Бога Отца, а тем самым и Слово (Логос) Бога («Слово» здесь обретает смысл предельного Откровения о ранее сокрытом). Здесь также говорится о превечном бытии Слова-Логоса, более того, о том, что Слово было парадоксальным образом отлично от Бога и тождественно Богу: «В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Богом было Слово» (Ин 1:1). Мысль о превечном бытии Бога Слова - Сына Божия, а также о его воплощении в конкретном человеке Иисусе из Назарета выражена и в др. книгах Нового Завета. Эта же мысль дала толчок последующему формированию христианского богословия, прежде всего учению о троичности Бога и о двух природах в И. X. (божественной и человеческой). В нем сама человеческая природа получила актуальную возможность бесконечного совершенствования в каждом конкретном человеке, его обожения. Согласно классической формулировке св. Иринея Лионского (2 - нач. 3 в. п. э.), «Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы человек мог стать Сыном Божиим».
Лит.: Ф а р р а р Ф. Жизнь И. X. СПб., 1904; М е н ь А., прот. Сын Человеческий. М., 1991; К а с с и а н (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1993.