ИГРЫ НАРОДНЫЕ - санкциониров. традицией совокупность имитационной,
развлекательной, состязательно-зрелищной деят-ности, противопоставленная
по функции утилитарно-практич. деят-ности. В их число входят, помимо собственно
игр, разл. забавы, увеселения, зрелища, нар. виды спорта и др. И. Н. выполняют
воспитат., релаксационную, коммуникативную и др. функции. В наиб. степени
воспитат. функция свойственна детским И. Н., а релаксационная - играм взрослых.
Генетически И. Н. связаны с ритуалом, но постепенно символизм действий
был вытеснен переживанием их как таковых. По происхождению И. Н. соотносятся
с подражанием как фактором высших форм поведения человека; возможно, связаны
также с т. н. «играми животных». И. Н. соответствуют всем стадиям развития
человечества. Возникая и эволюционируя в конкретных соц., географич. и
хоз.-культ. условиях, И. Н. приобретают этнич. своеобразие. Значит. число
И. Н. несет отпечаток осн. занятий населения, развивает навыки труженика,
воина, соответствует соц.-ролевым установкам, типам поведения половозрастных
групп. Существует множество классификаций И. Н. по месту в культуре: сопровождающие
праздники жизненного цикла, календарные и производств. обряды, а также
(не имеющие твердой культовой привязки) по половозрастным характеристикам
(детские, юношеские, игры взрослых, мужчин, женщин, стариков), по типологич.
признакам (отражающие животный мир, явления природы, трудовую деят-ность,
хоз. и обществ. быт, явления соц. жизни и истории и т. д.), по структурным
признакам (имитационные, ролевые, групповые, индивидуальные, пешие, конные,
игры с предметами, спортивные, интеллектуальные и др). Известны также игры,
классификационно не определенные, - состязания в остроумии, в обжорстве,
сексуального характера и др. Хотя большинству И. Н. присущ соревновательный
характер, это утверждение более верно по отношению к играм мужчин и мальчиков;
женщины и девочки тяготеют к сюжетным играм и танцам. В детских играх доминируют
подражат. (имитационные), воспитывающие силу, выносливость, трудовые, нравств.,
интеллектуальные качества, игры, в к-рых в пережиточной форме представлены
традиционно-символич. моменты. Игры взрослых либо сближаются с ритуалом,
либо развивают театрально-драматич. и спортивную сторону, выдвигая на первый
план релаксац. функцию игр. При характеристике детских игр важно учесть,
кто является источником И. Н. - взрослые или сами дети.
Эволюция И.н. определяется двумя аспектами: требованиями конкретного
об-ва к социализации личности и установками традиции, стремящимися превратить
игру в формализов. действие. В ходе эволюции произошла соц.-классовая дифференциация
И. Н., а также их приспособление к условиям индустриального мира. Последнее
выразилось в гиперболизации их развлекат. роли, превращении в театрализов.
и спортивные зрелища, более жесткой формализации правил. Одним из результатов
этого процесса было (при соответствующих историч. условиях) распространение
в мировом масштабе англ. спортивных игр.
Рус. И. Н. отличаются разнообразием по всем признакам и генетически
отражают жизнь крестьянина - земледельца лесной и лесостепной полосы Вост.
Европы. Игры младших детей имитировали движения взрослых, позднее их деят-ность.
В развлечениях и забавах взрослых и играх старших детей наблюдается богатый
спектр действий - от игровых аспектов ритуалов (ряжение на святках, масленице,
свадьбе, разл. шуточные действия ритуалов семейного цикла и др.) до лишенных
символики силовых состязаний. Среди развлечений, сочетающих зрелищные и
спортивные компоненты с отголосками символич. представлений, особо следует
упомянуть кулачные бои, восходящие к обрядам поминального цикла, катание
с гор зимой, связанное с земледельч. магией, подвижные игры, объединенные
дуализмом противостояния (взятие крепости, лапта, городки и др.), игры,
связ. с мужским началом (борьба, поднятие тяжестей и т. д.) или с женским
(качание на качелях, подбрасывание на досках и др.), игры с разл. предметами
(палки, мячи, кости и пр.). Ряд рус. И. Н. имеет аналоги или прототипы
в евразийском игровом мире.
Многие из рус. И. Н. забыты, часть сохраняется в мире детских игр, нек-рые
из них (лапта, городки, катание на санях, т. н. славяно-горицкая борьба)
культивируются как нац. виды спорта.