РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ИЕРУСАЛИМ

ИЕРУСАЛИМ

ИЕРУСАЛИМ ИЕРУСАЛИМ - слово-символ рус. православной традиции. Град И. в рус. культуре занимает особое место. Образ И. со времен Др. Руси прежде всего преломлялся через понятие Небесного Града, воспринимался символике-литургически. Святая Земля как культурно-религиозный и идеологич. феномен по-разному осмысливалась в рус. истории, но всегда являлась одной из центральных тем обществ. сознания. Традиция Др. Руси развивалась в новое время прежде всего в устройстве храмов, где можно условно выделить следующие варианты адаптации образа Святой Земли: натуралистический - воспроизведение реальных памятников или святынь в архитектурных формах (напр., стр-во к 1866 Палестинской стены Николо-Угрешского мон. под Москвой по замыслу архимандрита Пимена, воспроизводившей иконографич. тип Иерусалима) или иным способом (напр., стр-во модели горы Фавор в Преображенской ц. Спасо-Вифанского мон. под Москвой); символико-богослужебный - уподобление рус. монастырей палестинским по богослужебным или иным уставным особенностям; символико-топонимический - уподобление тех или иных местностей по географии, аналогиям или только по имени палестинским (напр., Фаворская Преображенская пустынь под Пермью, Гефсиманские скиты Пюхтицкого мон. в Эстонии и Валаамского, Гефсиманская община под Зарайском, основанные на рубеже нашего столетия; искусств. гора Голгофа, устроенная учеником преп. Серафима Саровского игуменом Иоасафом в Павло-Обнорском мон. под Вологдой); символико-исторический - собор Воскресения Христова («Спас на Крови») в С.-Петербурге по своему замыслу обозначает Новый Иерусалим, в к-ром пострадал уподобленный Христу царь-мученик; символико-сакральный - уподобление Палестине по наличию в храме святынь из Святой Земли - икон (напр., Иерусалимской Божией Матери), частиц мощей, свящ. древ, камней и т.д.

ИЕРУСАЛИМ

Изба в селе Великая Губа, Олонецкой губ. Фото 1912

Эти аспекты сосуществовали во многих храмах и прежде всего в монастырях, отличавшихся наиб. устойчивыми принципами устройства и должных являть образ рая на земле, т. е. «Небесного Иерусалима». Напр., в Гефсиманской общине совершалось погребение Божией Матери по Палестинскому чину. Крупнейшими рус. подобиями Святой Земли были окрестности Троице-Сергиевой лавры, где, по желанию митрополитов Платона, а затем св. Филарета, возникли Вифания и Гефсимания, «изобразующая древнюю», дабы «живее переноситься умом в св. Гефсиманию Иерусалимскую», а также Валаамский мон., где, наряду с Гефсиманским и Ново-Иерусалимским Воскресенским скитами (в последнем было устроено подобие храма Гроба Господня), были свои Сион, Фавор, Кедрон, Елеон, Иосафатова долина, село Скудельниче.

Натуралистич. подход в «палестинской теме» никогда не был преобладающим. С одной стороны, разорение реальной Святой Земли после арабского завоевания не могло вдохновить на воспроизведение мало уцелевших святынь, с другой - воспроизведение палестинских реалий требовало значит. материальных затрат. Но прежде всего И. не мог быть полноценно выражен в формах материальной культуры - образом Небесного Града является прежде всего сам храм - хотя естественно взаимопроникновение образов Небесного Града и земного, связанного с воплощением и земной жизнью Спасителя.

Лит.: Пономарев С. И. Иерусалим и Палестина в рус. лит-ре, живописи и переводах (материалы для библиографии). СПб., 1877; Иерусалим в рус. культуре. М., 1994; Москва - третий Рим. М., 1994; Лев Лебедев, протоиерей. Богословие Земли Русской // Москва Патриаршая. М., 1995. С. 285-322, 356-361.