РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
1) «Небесная И.» - совокупность небесных сил, ангелов, представленных в соответствии с их традиционной градацией в качестве посредников между Богом и людьми.
2) «Церковная И.», являющаяся, по Псевдо-Дионисию Ареопагиту (впервые употребившему данный термин), продолжением небесной И.: трехстепенной священный строй, представители к-рого через богослужение сообщают божественную благодать церковному народу. В настоящее время И. - разделенное на 3 степени («чина») «сословие» священнослужителей (духовенства). Православные, католики, а также представители древних восточных («дохалкидонских») Церквей (Армянской, Коптской, Эфиопской и др.) основывают свою И. на понятии «апостольского преемства». Последнее понимается в качестве ретроспективной непрерывной последовательности длинной цепи епископских хиротоний, восходящей к самим апостолам, рукоположившим первых епископов в качестве своих полновластных преемников.
История развития И. в древнейший период христианства до конца не выяснена, бесспорно лишь твердое становление современных 3 степеней священства к 3 в. с одновременным исчезновением первохристианских архаич. степеней (пророков, дидаскалов - «харизматических учителей» и др.). Гораздо дольше происходило формирование современного порядка «чинов» (рангов, или градаций) внутри каждой из 3 степеней И.
Структура современной иерархической лестницы РПЦ может быть представлена следующей таблицей.
Низшие клирики (причетники) пребывают вне данной трехстепенной структуры: иподиаконы, чтецы, певцы, алтарники, пономари, церковные сторожа и др.
Иерархические степени
|
Белое духовенство (женатое или в целибате)
|
Черное духовенство (монашествующее)
|
III. Епископат (архиерейство)
|
-
|
Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ
|
П. Пресвитерство (иерейство)
|
Протопресвитер, протоиерей, иерей (пресвитер,
священник)
|
Архимандрит, игумен, иеромонах
|
I. Дьяконат
|
Протодьякон, ДЬЯКОН
|
Архидьякон, иеродьякон
|
Представители каждой из 3 степеней священства различаются между собой «по благодати», дарованной им при возведении (хиротонии) в конкретную степень, или «внеличностной святостью», которая не связана с субъективными качествами священнослужителя. Архиерей, как преемник апостолов, обладает полнотой богослужебных и административных полномочий внутри своей епархии. (Глава поместной православной церкви, автономной или автокефальной, - архиепископ, митрополит или патриарх - только «первый среди равных» внутри епископата своей церкви.) Он имеет право совершать все таинства, в т. ч. последовательно возводить в священные степени (рукополагать) представителей своего причта и клира. Только хиротония во епископа совершается «собором» или минимум двумя др. епископами по определению главы церкви и состоящего при нем синода. Представитель второй степени священства (священник) имеет право совершать все таинства, кроме любой хиротонии или хиротесии (даже во чтеца). Его полная зависимость от архиерея, бывшего в древней церкви преимущественным совершителем всех таинств, выражается также и в том, что таинство миропомазания он совершает при наличии у него ранее освященного патриархом мира (заменяющего собой возложение рук епископа на главу человека), а евхаристию - только при наличии полученного им от правящего архиерея антиминса. Представитель низшей степени иерархии, дьякон, - только сослужитель и помощник епископа или священника, не имеющий права совершать ни одно таинство и богослужение по «священническому чину». В случае крайней необходимости он может лишь крестить по «мирскому чину»; а свое келейное (домашнее) молитвенное правило и богослужения суточного цикла совершает по Часослову или «мирскому» Молитвеннику, без иерейских возгласов и молитв.
Все представители внутри одной иерархической степени равны друг другу «по благодати», дающей им право на строго определенный круг богослужебных полномочий и действий (в этом аспекте только что рукоположенный деревенский свя: ценник ничем не отличается от заслуженного протопресвитера - настоятеля главного приходского храма русской церкви). Различие - только по административному старшинству и чести. Это подчеркивается церемонией последовательного возведения в чины одной степени священства (дьякона -в протодьякона, иеромонаха -в игумена и т. д.). Она происходит на Литургии во время входа с Евангелием вне алтаря, на середине храма, как при награждении к.-л. элементом облачения (набедренником, палицей митрой), что символизирует сохранение человеком данного ему при рукоположении уровня «внеличностной святости». В то же время возведение (хиротония) в каждую из трех степеней священства имеет место только внутри алтаря, что означает переход рукополагаемого на качественно новый онтологический уровень богослужебного бытия.
Лит.: Лебедев А. П Духовенство древней вселенской Церкви от времен апостольских до IX в. М. 1905; 3 о м Р. Церковный строй в первые века христианства. М., 1906 Лебедев А. П. По вопросу происхождения первохристианской иерархии. Сергиев Посад, 1907; Д ю ш е н Л. История Древней Церкви. М., 1912. Т. 1.