РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ИДЕАЛИЗМ

ИДЕАЛИЗМ

ИДЕАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ - тип философствования; школы и направления в истории философии, а также способ выбора жизненной позиции, признающей в качестве первичного субстанцио нального начала идеальное в той или иной его форме. Т.к. понятие последнего в культ.-ист. развитии человечества получало разнообр. интерпретации, история философии являет нам разл. формы И. - объективный, субъективный, абсолютный, критический, И. свободы.

Термин и понятие И. как определ филос. способа мышления, противоположного материализму, сформировалось в новое время: впервые стал использовать понятия материализма и И. методологически Г. Лейбниц, тему подхватили франц. материалисты, они обсуждалась в нем. классике, а в марксизме категориальная пара И. - материализм стала «единственно истинным ключом» к анализу всей истории философии.

Значимость, к-рую приобрела данная антитеза в филос. мышлении вполне выражает специфич. дух новой европ. цивилизации, в к-ром, с одной стороны, ощущение онтология, присутствия Бога в человеческой жизни чувство непосредств. с ним общении начинает «стремиться к нулю», а потому неприродным, сверхъестеств. «остатком» или, наоборот, божественной искрой, началом в человеч. существовании признается душа, сознание, разум, идеалы и т. п.; с др. стороны - cyбъективная, в частности сознательная, жизнь становится настолько внутренне наполненной и напряженной, что необходимо осознает себя как сущностно инородную природно-материальному началу бытия. Отсюда понимание проблемы соотношения материального и идеального в разл. их формах как одного из осн. вопросов в рамках философии нового времени, отсюда же бытовое употребление слова «идеалист» в значении - человек, убежденный в первичности тех качеств в людях, к-рые отличают их от животного мира, или в возможности победы над материальными обстоятельствами и, наконец - просто верующий в Бога.

Прочтение всей истории философии сквозь призму понятий И. - материализма не является совершенно неоправданным (если не приобретает абсолютного и самодовлеющего характера). Напр., П. Флоренский говорил об «общечеловеч. корнях И.». По Гегелю, философия вообще есть И. - учение об идеях, о специф. онтологич. реальности, лежащей в основании мира единичных вещей в качестве объединяющего и структурирующего их начала. Отсюда еще одно бытовое значение слова «идеалист» - человек, стремящийся к совершенству, целостности и красоте, к-рые отсутствуют в наличном, фактическом, бытии.

В рус. религ. философии проблема соотношения И. - материализма в самом общем виде решалась в русле сформулированных Вл. Соловьевым понятий Сущего (Бог как реальность творчески-духовная превосходит разделенность на материальное и идеальное) и Всеединого. Оригинальное осмысление этой проблемы дано в концепциях энергийного символа П. Флоренского и смысла творчества Н. Бердяева. В ряде систем рус. религ. И. «идеальное» толкуется персонифицированно - как София (т. н. софиология).