ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ХРАМ в Москве - храм-памятник войне с Наполеоном.
Построен по обету Александра I, к-рый он дал в 1812, чтобы «вечно напоминал
бы отдаленному потомству о доблестных делах его предков». Первый конкурс
выиграл арх. А. Витберг в 1816. По плану Витберга, храм должен был располагаться
на Воробьевых горах и представлять собой сложную систему античных форумов,
включающую три храма. Центральный храм, в свою очередь, должен был включать
два храма: подземный, прямоугольной формы, и наземный - крестообразный,
увенчанный ротондой с галереей. По представлениям архитектора-масона, эти
формы соответствовали символам «Тела», «Души» и «Духа». По навету Витберг
был отстранен от дел и сослан в Вятку. Вскоре обнаружилось, что почвы на
выбранном месте ненадежны, и в 1829 был объявлен новый конкурс. В 1832
проектирование собора было передано К.А. Тону. Храм возводили более полувека.
В 1839 на берегу р. Москвы на месте Алексеевского монастыря состоялась
торжеств. закладка X. С. X., а завершилось стр-во в 1882. С Москвы-реки
широкие лестницы вели на обширную террасу, в центре к-рой стоял громадный
пятиглавый храм. Центральная глава собора была видна со всей Москвы и на
много верст вокруг. Храм был высотой 102 м (выше Ивана Великого и Исаакиевского
собора в СПб., но ниже Петропавловского собора в СПб.). На террасе были
установлены две часовни. Предполагалось возвести памятники Александру I,
Кутузову и Барклаю-де-Толли, а также памятные обелиски, что не осуществилось.
Основное ядро храма было окружено галереями, где расположился музей 1812
года. На его стенах были установлены плиты с датами сражений, именами погибших,
раненых и награжденных, с текстами важнейших политич. документов. Там же
были перечни нар. ополчений и пожертвований, в музее были трофейные знамена
и ключи покоренных городов. Стены собора украшались барельефами работы
А.В. Логановского, Н.С. Пименова, Н.А. Рамазанова и др., изображавшими
знаменитых героев и события рус. военной истории. « Стены притвора храма
должны служить для народа памятными скрижалями... притворы - открытой историею
в письменах и лицах», - писал Тон. Галереи посредством сквозных арок должны
были выходить на площадь, подчеркивая общий мемориальный характер постройки.
Однако в 1872 по желанию духовенства эти галереи были закрыты и в них установлены
дополнит. алтари, исключавшие возможность сквозного обхода музея. Это очень
отяжелило архитектурный облик храма и вызвало резкий протест Тона, к-рый
писал: «Уничтожается прежняя идея, бывшая в основании проекта». Проект
интерьера был выполнен в 1854 А.И. Резановым и поражал богатством росписей
и отделкой цветным камнем, но не соответствовал масштабам архитектурных
форм. Росписи и иконы выполняли в академической манере П.В. Басин, Ф.А.
Бруни, В.В. Верещагин, К.Е. Маковский, В.И. Суриков. Главный престол храма
был освящен в 1883 в честь Рождества Христова, поскольку с этим праздником
связано изгнание «галлов» из России в 1812.
Храм Христа Спасителя. Москва. Арх. К.А. Гон. 1837- 1882
Храм взорван в 1931. Часть живописных полотен была снята и законсервирована,
часть рельефов хранилась в Научно-исслед. музее Академии художеств. Четыре
колонны иконостаса были помещены в приемной ректора Моск. ун-та. На месте
взорванного храма планировалось построить огромный (ок. 400 м высотой)
Дворец Советов, на к-ром должен был находиться памятник Ленину (выс. 100
м), но осуществлению проекта помешала Вел. Отеч. война. После войны решение
о стр-ве Дворца было отменено, а вместо него сооружен плавательный бассейн
«Москва» (1960). В 1994 пр-во Москвы по согласованию с Моск. Патриархией
приняло постановление о начале восстановления Х.С.Х. К 1997 храм восстановлен
в основных формах.
Лит.: Храм Христа Спасителя в Москве: История проектирования
и создания собора. Страницы жизни и гибели. М., 1992; Храм Христа Спасителя:
Сб. М., 1997.