ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ - песни, сопровождающие хороводы. Х.П. по тематике
распадаются на 2 осн. группы. В первой главенствуют производственно-бытовые
мотивы, поэтические реминисценции из повседневной трудовой деят-ности («Пашенка»;
«Просо»; «Белый ленок» - эти песни прослеживают судьбу льна от сеяния до
одаривания молодца холстом; «Посею конопельку»; «Мы капустоньку пололи...»
и др.). Вторая группа Х.П. посвящена молодым людям - их надеждам на счастливый
брак, возможности выбора по любви («Вдоль да по речке, речке по Казанке...»;«
Во лузях, во лузях»; «Я по сенюшкам хожу»); браку «со старым» противопоставляется
счастливая жизнь с милым («Во поле березонька стояла»); немалое место занимают
семейные конфликты, где женщина оказывается страдающей стороной.
Структура Х.П. связана с их динамической (игровой и танцевальной) функцией
и характеризуется системой повторений. Жанровый признак Х.П. - припев,
основанный на мелодии запева. Х.П. оказали значительное воздействие на
композиторское творчество (Н. А. Римский-Корсаков, И.Ф. Стравинский и др.).