РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ХОРОВОД

ХОРОВОД

ХОРОВОД ХОРОВОД (от греч. - групповой танец с песней; хор + общеслав. «водить») - синкретический вид нар. творчества, объединяющий музыку (песенную или инструментальную), танец и игровое действие. X. распространены у мн. народов, они восходят к эпохе общинно-родового строя. Наиб. характерны X. лирич., праздн., шуточные. Сохранились X., связ. с языческими обрядами, трудовые и семейные, в нек-рых X. отразились реальные ист. события. Различают X. обрядовые и необрядовые, игровые и плясовые, круговые и некруговые, исполняемые в сопровождении песен или инструмент. музыки, движущиеся мерным шагом независимо от ритмич. рис. и точно следующие муз. ритмике.

Обрядовые X. во всех нац. культурах являются древнейшими. Им свойственны игровой эл-т, медленное круговое движение «по солнцу» под пение архаич. песен, инструмент. сопровождение встречается редко. Необрядовые отличаются б. развитой хореографией, сопровождаются либо песнями, либо инструмент. ансамблем, иногда песней и инструмент. музыкой одноврем. Песенные и инструмент. традиции в музыке X. в большинстве нар. культур сосуществуют.

ХОРОВОД

Вешние хороводы. Худ. В. Гросс. 1913

Рус. названия: «каравод», «карагод», «круги», «кружки», «танки», «улицы». По разнообразию местных видов могут быть выделены типовые формы X. X. устраивались в лугах и полях, на берегу рек и озер, на улицах и погостах; участники, взявшись за руки, плавно, в медл. темпе двигались по кругу (рядами, парами, извивающейся цепочкой и др.); внутри круга неск. участников, реже - все участники («Пиво варить») разыгрывали содержание исполняемой песни. Круговой рисунок X. свидетельствует о глубокой древности их происхождения. Особая форма X. - два ряда («стенки») наступают друг на друга и отступают, ведя песенный диалог («А мы просо сеяли»; «Кто с нами пашенку пахати»). Перевивы X. иногда передавали содержание песни («Заплетися, плетень...»; «Хмель мой, хмелюшка...»). В X. могло участвовать множество людей разного возраста (до неск. сотен чел.), главенствующая роль в них принадлежала девушкам. Сезон разгара X. - от пасхальной недели до холодов.