РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Качеств. своеобразие разл. видов Х.М. и их роль в системе обществ. музицирования обусловлены принадлежностью к сфере «обиходной» или «преподносимой» музыки. По-разному в этих сферах понимается и сам хор как исполнит. коллектив: а) как нек-рое число одновр. поющих людей - в громадном большинстве жанров «обиходной музыки» в силу отсутствия задачи худ. интерпретации; б) как единый организм, направленный волей руководителя, - в «преподносимой музыке». Одним из противоположных полюсов является фольклорное хоровое пение (гл. черты: отсутствие авторства, каноничность и в то же время вариативность текста, всеобщая вовлеченность в процесс музицирования, т. е. отсутствие разделения на исполнителей и слушателей). Другой полюс - концертная Х.М., основанная на замкнутости авторского текста и четком разделении на исполнителей и воспринимающих.
Высока значимость Х.М. в системе обрядовых жанров, культовых и светских, также входящих в сферу «обиходной музыки». Роль Х.М. здесь обусловлена возможностями ее эмоционального воздействия. По мере историч. развития идет движение от анонимности и каноничности текста (григорианский хорал, знаменный распев) к авторским текстам, являющимся «обществ. достоянием» (мелодии протестантских хоралов; гугенотские псалмы К. Гудимеля; созданные крупными композиторами 15 - 16 вв. католич. мессы; принадлежащая многим рус. композиторам 18-19 вв. музыка к отдельным частям и к полному составу православной литургии; «Марсельеза» Р. де Лиля, «Интернационал» П. Дегейтера; мн. массовые песни и т. п.), и далее к музыке подлинно авторской, т. е. подлежащей худож. интерпретации. В силу этого последняя находится на грани между «обиходной» и «преподносимой» музыкой, чаще всего существуя именно как концертное произведение (мессы И.С. Баха, большинство Реквиемов, начиная с моцартовского, Литургии, начиная от П.И. Чайковского и др.).
«Преподносимая» музыка в наиб. общем плане делится на концертную и зрелищную (связанную с т-ром). Жанры X. М., включенные в эту сферу, получили мощный импульс к развитию в 17 в., что связано с возникновением оперы и общим процессом секуляризации муз. иск-ва. Профессиональная Х.М., до этого развивавшаяся в европ. странах почти исключительно в рамках церкви, перестав быть только частью ритуала, обретает собств. эстетич. функции и вступает в плодотворное взаимодействие с др. видами музыки. Формируется жанровая система концертной и театральной Х.М., сохранившая свои гл. черты до наших дней. Крупными формами Х.М. являются оратория, кантата, цикл хоров; противостоит им хоровая миниатюра, особ. интенсивно развивавшаяся в романтич. музыке. В 19 в. во многих странах возникли орг-ции, объединяющие деятелей хоровой культуры и пропагандирующие лучшие образцы Х.М. среди широких слоев публики. В 20 в., с развитием средств массовой информации, этот процесс приобретает общемировой характер: к гастролям хоровых коллективов добавляются хоровые фестивали, конкурсы, издание спец. журналов.
Исключит. значение Х.М. для рус. культуры обусловлено традицией православного пения а капелла и преимуществ. хоровым характером муз. фольклора. После многовекового господства одноголосного знаменного распева под влиянием народного возникло строчное пение (кон. 16 в.); партесное пение (посл. треть 17 в.), претворившее черты многохорных композиций итальянских и немецких школ на нац. мат-ле, выдвинуло и утвердило новые для русской Х.М. жанры канта и духовного концерта, к-рый достиг вершины в творчестве Д.С. Бортнянского. Начиная с 1830 -40-х гг. жанровая система и преобладающие формы бытования концертной Х.М. соответствуют сложившимся к этому времени в европ. странах. Театр. Х.М. (прежде всего оперная) в значит. большей мере обладала чертами самобытности. Уже к сер. 18 в. относятся характерные для России примеры применения хоров в опере-сериа (Фр. Арайя). Для комич. опер типичны большие хоровые сцены и хоры в народном духе (В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин). Значит. роль хор играл также в мелодраме (Фомин), трагедии с музыкой (Фомин, О.А. Козловский). Оперное творчество М.И. Глинки утвердило основополагающую роль хоровых сцен в драматургии рус. классич. оперы. Традиция продолжена в произв. А.С. Даргомыжского, А.Н. Серова, А.Г. Рубинштейна, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева.
Лит.: Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971; Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., 1980; Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины 17 - начала 20 века. М., 1985.