РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ХОРЕЙ

ХОРЕЙ

ХОРЕЙ ХОРЕЙ (от греч., - плясовой; трохей, бегущий) - в силлабо-тонич. системе стихосложения - метр, образуемый 2-сложными стопами с сильным местом на первом слоге; сильное место заполняется ударными или безударными слогами любых слов, слабое место - безударными слогами любых слов или ударными слогами односложных слов; последнее сильное место обязательно-ударно. Кол-во стоп определяет размер хореич. стиха; наиб. употребительными являются: 4-стопный X. («Я пришел к тебе с приветом», А.А. Фет), 5-стопный X. («Выхожу один я на дорогу», М. Лермонтов), 6-стопный X. с цезурой (словоразделом) («С плеч могучих сняли бархатный кафтан», И.С. Тургенев) и бесцезурный («Скучно, девушки, весною жить одной», А. А. Дельвиг); цезурный и бесцезурный X. в поэтич. практике не смешиваются. В X., как и в ямбе, довольно часты пропуски метрич. ударений (пиррихии); частоударные и редкоударные сильные места стремятся чередоваться через одно; начальное и предпоследнее сильное место - редкоударны. В рус. стихосложении X. как самостоят. стопу впервые выделил В.К. Тредиаковский («Новый и краткий способ к сложению рос. стихов», 1735), за ним - М.В. Ломоносов. После ямба X. - самый распростр. метр рус. силлабо-тоники. Первые хореич. стихи на рус. яз. появились в кон. 17 - нач. 18 в. и принадлежали иностранцам. Освоение X. рус. поэзией связано с именем Тредиаковского, реформировавшего силлабич. 11- и 13-сложники на основе упорядоченного чередования хореич. стоп. В 18 в. X. (гл. обр. 4-стопный) используется для «духовных» и «анакреонтич.» од, песен и романсов; с тех пор песен. традиция прочно закрепляется за этим размером (М.М. Херасков, Г.Р. Державин, В.В. Капнист, Н.М. Карамзин, М.В. Ломоносов и др.). В нач. 19 в. популярность его возрастает: 4-стопный X. проникает в элегию и эпос, впервые входит в поэтич. практику (благодаря Лермонтову) 5-стопный X., получает распространение разностопный урегулированный X. (4- и 3-стопники - В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, И.И. Козлов, К.Н. Батюшков и др.). В сер. 19 в. X. связывается с нар.-песен. (4-стопный), элегич. и эпич. фольклорной традицией (5-стопный), резко возрастает популярность до тех пор малоупотребит. 3-стопного и обоих вариантов 6-стопного X. (Я.П. Полонский. Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев, Л.Е. Мей, Н.Ф. Щербина и др.). В нач. 20 в. традиц. хореич. размеры (4-, 5-и 6-стопные) получают новые клаузульные и цезурные разновидности; появляются сверхдлинные X. (7-стопные у В.Я. Брюсова, 9- 10-стопные у С.М. Соловьева), в прошлом малоупотребит. вольный X. (К.Д. Бальмонт). В совр. поэзии используется гл. обр. 5-стопный X.