ХОРЕЙ (от греч., - плясовой; трохей, бегущий) - в силлабо-тонич.
системе стихосложения - метр, образуемый 2-сложными стопами с сильным местом
на первом слоге; сильное место заполняется ударными или безударными слогами
любых слов, слабое место - безударными слогами любых слов или ударными
слогами односложных слов; последнее сильное место обязательно-ударно. Кол-во
стоп определяет размер хореич. стиха; наиб. употребительными являются:
4-стопный X. («Я пришел к тебе с приветом», А.А. Фет), 5-стопный X. («Выхожу
один я на дорогу», М. Лермонтов), 6-стопный X. с цезурой (словоразделом)
(«С плеч могучих сняли бархатный кафтан», И.С. Тургенев) и бесцезурный
(«Скучно, девушки, весною жить одной», А. А. Дельвиг); цезурный и бесцезурный
X. в поэтич. практике не смешиваются. В X., как и в ямбе, довольно часты
пропуски метрич. ударений (пиррихии); частоударные и редкоударные сильные
места стремятся чередоваться через одно; начальное и предпоследнее сильное
место - редкоударны. В рус. стихосложении X. как самостоят. стопу впервые
выделил В.К. Тредиаковский («Новый и краткий способ к сложению рос. стихов»,
1735), за ним - М.В. Ломоносов. После ямба X. - самый распростр. метр рус.
силлабо-тоники. Первые хореич. стихи на рус. яз. появились в кон. 17 -
нач. 18 в. и принадлежали иностранцам. Освоение X. рус. поэзией связано
с именем Тредиаковского, реформировавшего силлабич. 11- и 13-сложники на
основе упорядоченного чередования хореич. стоп. В 18 в. X. (гл. обр. 4-стопный)
используется для «духовных» и «анакреонтич.» од, песен и романсов; с тех
пор песен. традиция прочно закрепляется за этим размером (М.М. Херасков,
Г.Р. Державин, В.В. Капнист, Н.М. Карамзин, М.В. Ломоносов и др.). В нач.
19 в. популярность его возрастает: 4-стопный X. проникает в элегию и эпос,
впервые входит в поэтич. практику (благодаря Лермонтову) 5-стопный X.,
получает распространение разностопный урегулированный X. (4- и 3-стопники
- В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, И.И. Козлов,
К.Н. Батюшков и др.). В сер. 19 в. X. связывается с нар.-песен. (4-стопный),
элегич. и эпич. фольклорной традицией (5-стопный), резко возрастает популярность
до тех пор малоупотребит. 3-стопного и обоих вариантов 6-стопного X. (Я.П.
Полонский. Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев, Л.Е. Мей, Н.Ф. Щербина
и др.). В нач. 20 в. традиц. хореич. размеры (4-, 5-и 6-стопные) получают
новые клаузульные и цезурные разновидности; появляются сверхдлинные X.
(7-стопные у В.Я. Брюсова, 9- 10-стопные у С.М. Соловьева), в прошлом малоупотребит.
вольный X. (К.Д. Бальмонт). В совр. поэзии используется гл. обр. 5-стопный
X.