РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
А.С. Хомяков
В 1821 сдал в Моск. ун-те экзамен на степень канд. матем. наук. В 1822 - 25 служил в армии и гвардии, имел связи в декабристских кругах; участвовал в рус-тур. войне 1828 - 29. В 1858 -60 был пред. Об-ва любителей рос. словесности при Моск. ун-те. X. с юности вращался в лит. кругах, был близок к «Обществу любомудрия». В печати выступал с нач. 20-х гг. Сотрудничал в ж. «Европеец», «Москвитянин», «Рус. беседа». С кон. 1830-х гг. X. играет ведущую роль в движении славянофилов. Его ст. «О старом и новом» (1839) - первый программный документ славянофильства. Мировоззрение X. глубоко проникнуто духом святоотеческих творений, для него характерно ясное понимание своеобразия правосл. культуры и культ-ист. самобытности России по сравнению со странами Зап. Европы. Богословию и философии X. присуще стремление исходить из церк. сознания, что придает его взглядам особ. своеобразие. Церковь в его учении есть целостный дух. организм, «единство благодати, живущей во множестве разумных теорий». Мыслитель подчеркивал, что Церковь - это не авторитет, а истина, внутр. жизнь, любовь. Православно-церк. первоисточник имеет и идея соборности, к-рую X. развивает в противовес индивидуалистич. установке и преломляет в гносеологич., антропологич., соц.-ист. планах. Познание осмысливается им как процесс духовного общения личностей в истине и любви. X. указывает на правосл. характер этого учения, отличного от «латинства», основывающегося на внешнем авторитете, и протестантства, «отрешающего личность до свободы в пустынях рассудочной отвлеченности». Считая, что отд. личность есть совершенное бессилие и непримиримый разлад, X. отстаивает общинное начало как идеальную модель истинно человеч. существования. Учение X. о «соборности» (цельности, внутренней полноте жизни, возникающей как результат действия любви) оказало сильное влияние на рус. религ.-филос. мысль 20 в. X. более критически, чем К.С. Аксаков и И.В. Киреевский, относился к обществ. строю и быту Др. Руси.
В наследии X. видное место занимает лит. и худож. критика. Отстаивая оригинальность духовного развития России, он выдвигал идею создания рус. худож. школы: «Опера Глинки "Жизнь за царя"» (1844), «О возможностях русской художественной школы» (1847), «Картина Иванова» (1858). В свете славянофильски понимаемой категории народности X. высоко ценил творчество С.Т. Аксакова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.И. Тютчева и др. Как поэт X. эволюционировал от элегического романтизма к поэзии мысли (созвучной любомудрам), а затем к славянофильским стихам о путях России и мира, произв. на библейские темы. Поздняя лирика X. отмечена пророческими и учительскими интонациями. X. - автор двух стихотв. трагедий («Ермак», 1825 -27 и «Дмитрий Самозванец», 1831-32). Как и мн. др. славянофилы, X. не раз входил в столкновение с правительственными кругами.
Соч.: О старом и новом: Статьи иочерки. М., 1988; Соч. в 2 т. М., 1994.
Лит.: Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. М., 1912; Розанов
В. В. Памяти А.С. Хомякова // Несовместимые контрасты жития. М., 1990.
С. 382-394.