ХОЖДЕНИЯ - жанр описания путешествий на Христ. Восток (Палестину,
Афон, Константинополь). Путешественники назывались пилигримами, паломниками,
каликами перехожими. Гл. цель таких путешествий - поклонение христианским
святыням. Самое раннее из известных рус. X. - «Хождение игумена Даниила»
в Святую Землю, напис. в нач. 12 в. В нем автор подробно рассказал о пути,
природных богатствах Палестины, опасностях, подстерегавших его и спутников
от «сарацин», а также привел легенды о библейских местах и событиях, часто
апокрифического характера. X. игумена Даниила послужило во мн. отношениях
лит. образцом для последующих путешественников. Позднее основными авторами
X. становятся купцы и дипломаты. Распространяются спец. путеводители по
св. местам - «путники» , где описывался маршрут, давались сведения этнографич,
и географич. характера. В Др. Руси были известны X. Антония Новгородского
(Добрыни Ядрейковича, нач. 13 в.), Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина
(14 в.), иеродиакона Зосимы (15 в.), купца Василия Позднякова, Трифона
Коробейникова (16 в.), монахов Арсения Суханова, Ионы Малого (17 в.), Ивана
Лукьянова (нач. 18 в.). В 70-е гг. 15 в. в жанре X. было написано «Хождение
за три моря Афанасия Никитина, тверского купца» - своеобразный дневник
с нерегулярными записями о путешествии и жизни автора в Индии. Интересен
личный характер записей, их неукрашенность. В отличие от др. произв. этого
жанра, чужая для Афанасия Никитина земля предстает здесь как «нечистая»,
«басурманская».
Лит.: Хождения в Святую Землю и путешествия вообще / В.Н. Перетц.
Из лекций по методологии истории русской литературы. Киев, 1914; Адрианова-Перетц
В. П. Путешествия: Ин-трус. лит-ры. Т. 1, гл. VIII. М.; Л., 1941; Прокофьев
Н. И. «Хождения» как жанр в древнерусской литературе //Уч. Зап. Моск. гос.
Пед. ин-та. 228. Вопросы русск. лит-ры. М., 1960; Русские хождения 12 -
15 вв. // Там же. 362. Литература Древней Руси и 18 век. М., 1970.