ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ - переводной слав. апокриф, изв.
в др.-рус. лит-ре уже в списках 12 в. Включен в древнейший слав. «индекс
отреченных книг» в Изборнике Святослава 1073. Принадлежит к числу эсхатологических
апокрифов, рассказывающих о мучениях грешных душ в аду в ожидании Страшного
Суда. Точное время пер. X. с греч. языка неизв. Текст дошел до нас в неск.
видах, или ред., происхождение к-рых полностью не выяснено. Н.С. Тихонравов
предположил существование двух слав. пер. апокрифа, а также то, что в визант.
лит-ре была известна иная, отличная от др.-рус. и более подробная ред.
пам. Судя по большому кол-ву дошедших до нас списков и др.-рус. рукописной
традиции (особенно 17-18 вв.), X. было очень популярным чтением, в т. ч.
в старообрядч. среде с ее восприятием окружающего мира как царства Антихриста
христа. По жанру X. близко «видениям» (ср. «Видение апостола Павла» с его
картинами ада и рая). В X. Богородица просит покровителя небесного воинства
(архистратига) Архангела Михаила показать ей различные муки, уготов. в
аду неправедным христианам. В сопровождении архистратига, выступающего
в роли Дантовского Вергилия (хотя сама поэма Данте возникла независимо
и позже греч. текста), Богородица «ходит» по кругам ада, наблюдая страшные
мучения грешников, опис. с необычайными подробностями и даже натурализмом.
Грешники горят негасимым пламенем в смоляной реке, подвешены за язык. за
ногти, корчатся на раскаленных железных крюках и т. п. Эти картины скрепляются
диалогом между Архангелом Михаилом и Богородицей, к-рая каждый раз спрашивает
у него, за какие конкретные прегрешения уготована людям та или иная мука.
Здесь те, кто не соблюдал постов, не чтил церковные праздники, сплетники,
взяточники, прелюбодеи и т. д. Особо наказываются иереи (священники), плохо
выполнявшие свой долг, а также язычники, поклонявшиеся при жизни своим
божествам Трояну, Хорсу, Beлесу и Перуну. Упоминание этих имен свидетельствует,
что слав. текст X. появился на Руси достаточно рано, когда языческая вера
была еще сильной. Богородица сомневается в божеств. справедливости этих
страшных мучений и выступает как заступница грешников. Трижды она обращается
к своему всемогущему сыну Иисусу Христу с просьбой облегчить их участь.
И лишь когда к ее мольбе присоединяются все небесные силы, Он соглашается
дать грешникам временную передышку. Роль Богородицы - защитницы человеческого
рода, выраж. в X., определила особое внимание к этому пам. Его сюжет отразился
в дух. стихах, позднее был использован Ф.М. Достоевским в Легенде о Великом
Инквизиторе в ром. «Братья Карамазовы».
Жертвы Ходынки, 1896
Изд. и лит.: Ветловская В. Е. Достоевский и поэтический мир Древней
Руси: (Лит. и фольклор параллели «Братьев Карамазовых») // Тр. Отд. древнерус.
лит. Ин-та рус. лит. АН СССР. Л., 1973. Т. 28. С. 296-307; Рождественская
М. В. Хождение Богородицы по мукам // Словарь книжников и книжности Древней
Руси. Л.,1987. Вып. 1.С. 463-465.