ХЛЕБНИКОВ Велемир (наст. имя В и к т. В л.) (1885-1922) - поэт.
Род. в семье ученого-орнитолога. С 1903 студент Казанского, а в 1908 -
11 - Петерб. ун-та (не окончил). Со времени переезда в СПб. участник лит.
жизни: знакомство с Вяч. Ивановым и М. Кузминым, С. Городецким, Н. Гумилевым;
участие в кружке молодых поэтов «Академия стиха» при ж. «Аполлон». Отталкивание
от позднего символизма и акмеизма совпало по времени со знакомством в 1909-10
с поэтами и художниками (Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, Е.
Гуро, М. Матюшин), вскоре ставшими основателями нового худож. течения -
рус. футуризма. X. стал одной из Центр. фигур этого лит. движения. В 1912
он знакомится с Вл. Маяковским, исключит. высоко оценившим поэтический
дар и мастерство X. Первое выступление в печати - эксперимент, произв.
«Искушение грешника» (1908). Участник футуристических сб. «Садок судей»
(1910 и 1913), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913),
«Трое» (1913), «Требник троих» (1913) и др. Автор лирических и мифопо-этических
стихотв. поэм («Зверинец», 1909-11; «Журавль», 1909; «Марина Мнишек», 1912
- 13; «Ладомир», 1920 - 21 и др.), драматургических («Снежимочка», 1908;
«Мирсконца», 1912; «Ошибка смерти», 1915 и др.) и прозаических фрагментов,
манифестов, статей. Особый род творчества Х. представляют «сверхповести»
(«Дети Выдры», 1911 - 13; «Зангези», 1920 - 22 и др.), основанные на смешении
разных жанров. Поэтику X. отличают изощренный поиск «самовитого» (самоценного)
слова, сложное соотношение архаической или диалектной лексики с неологизмами,
создаваемыми по внутр. язык. законам, эксперименты по созданию «звездного»
или «заумного» яз., к-рый на осн. универсальных фонетических соответствий
имел бы всемирное значение. Новации X. во мн. предопределялись его утопическими
воззрениями на судьбу мира, к-рый должен после эпохи войн и рев-ций стать
единым гармоническим гос-вом (поэма «Ладомир»). Эстетический поиск X.,
отличавшийся одновременно и поэтической дерзостью, и глубоким пониманием
природы худож. слова, оказал большое воздействие на рус. поэзию 20 в.
В. Хлебников на смертном одре. Худ. П. Митурич. 1922