РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Выпечка хлеба. Миниатюра. 1648
X. у рус., как и у др. народов, занимающихся земледелием, считался наиболее сакральным продуктом. С X. связаны важные эл-ты мировоззрения слав. - тождественность Доли (судьбы) человека и Доли (куска) X. В представлениях народа X. считается большим даром. Как только чел. родится, Бог дает ему X., вместе с «частью» X. он получает и свою «долю», свое «счастье» («родись человек, и краюшка X. готова»), X. воплощал в себе счастье и благополучие всего дома. Отсюда и мн. обряды, связанные с приготовлением, выпечкой, правилами дележа и поедания X. Нельзя мести избу, когда печется X., а то спорынью выметешь; когда X. в печи, нельзя садиться на печь; сажая X. в печь, надо подымать подол, приговаривая: «Подымайсявыше». На X. во время выпекания загадывали. Если X. в печи раздвоился, скоро кто-то из родных покинет дом. Вынимание готового X. осмыслялось как вход в этот мир из иного. С X. связывались все осн. магич. свойства, приписываемые трапезе в целом. Трапеза начиналась с X. и им же заканчивалась. За столом X. резал только хозяин и обязательно хлебным ножом. Отрезалось столько кусков, сколько едоков за столом. Ножом резали только квашеный X., пресный же ломали на куски и обязательно обеими руками. Во время трапезы нельзя было брать второй кусок X. или бросать свой кусок недоеденным, нельзя доедать чужие огрызки. К X. относились как к живому существу. Если упадет хлебная крошка, ее надо поднять, поцеловать и съесть или бросить в огонь. В христ. символике X. отождествлялся с телом Господним. Народ постоянно к слову X. прибавляет эпитет «святой». X., к-рый забывали вынуть из печи, «забытному X.», сообщались свойства вызывать скорейшее забвение. Его давали родным умершего, ребенку, чтобы отлучить от груди, и т. д. Приготовление X., его выхаживание, выпекание в печи отождествляется с новым рождением, с переходом в новый статус и т. п. Этим можно объяснить столь широкое использование X. в обрядовой традиции.
Лит.: Максимов С. Куль хлеба и его похождения. СПб., 1875; С у м ц о В Н. Ф. Хлеб в обрядах и песнях. Харьков, 1885; Лаврентьева Л.С. К типологии русского свадебного хлеба // Материальная культура и мифология. Л., 1981; Гура А.В. Из севернорусской свадебной терминологии - «хлеб» и «пряники»: Словарь // Славянское и балканское языкознание: Карпато-восточные параллели. Структура балканского текста. М., 1977; Страхов А. Б. Куль хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования // Slavistische Beitrage. В. 275. Munchen, 1991.