РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ХЛЕБ

ХЛЕБ

ХЛЕБ ХЛЕБ - разного вида пищевые продукты, приготавливаемые из муки зерновых злаков. 1) Осн. злаковая культура, используемая в питании. Растение на корню, в снопах, чистое зерно в амбарах («Урожай хлебов», «Сеять X.», «Уборка хлебов»). 2) Всякая пища чел. Средства к существованию («Заработать на X.»; «Жить на своих, на хозяйских хлебах»). 3) Продукт, выпекаемый из муки, из кислого или пресного теста. X. бывает ржаной (черный), пшеничный (белый), ржано-пшеничный (серый). В зависимости от качества муки различали X. ситный - из муки, просеянной через обычное частое сито (на юге России этот X. известен под назв. «пирог»); решетный - из муки, просеянной через решето; пушной, или мякинный - из плохо провеянной ржи и непросеянной муки. С глубокой древности X. изготавливался из кислого (заквашенного) теста. Муку просеивали в деревянное корытце «ночву». Затем тесто замешивали мутовкой (сев.-рус.) или деже (юж.-рус.) и заквашивали. Закваской служила пивная или квасная гуща, дрожжи, кусок старого теста. «Творили» тесто обычно вечером, а рано утром «притворяли» квашню, т. е. досыпали муку и замешивали еще раз. Когда брожение в квашне заканчивалось, тесто начинали месить, а затем валять. Готовое тесто разделывали на округлые X. и выпекали в печи на чисто выметенном поду (подовый X.), иногда на зеленых капустных или сухих дубовых листьях. Большой круглый подовый X. называется «каравай» или (на сев.-вост.) «коровай», «коврига». Пекли X. и в формах, используя круглые чашки без дна, к-рые плели из сосновых корней или вытачивали из дерева. В 20 в. часто употребляли жестяные цилиндрические или прямоугольные формы («формовой X.»). X. пекли раз или два в неделю и в предпраздничные дни. Выпечкой X. занимались женщины.

ХЛЕБ

Выпечка хлеба. Миниатюра. 1648

X. у рус., как и у др. народов, занимающихся земледелием, считался наиболее сакральным продуктом. С X. связаны важные эл-ты мировоззрения слав. - тождественность Доли (судьбы) человека и Доли (куска) X. В представлениях народа X. считается большим даром. Как только чел. родится, Бог дает ему X., вместе с «частью» X. он получает и свою «долю», свое «счастье» («родись человек, и краюшка X. готова»), X. воплощал в себе счастье и благополучие всего дома. Отсюда и мн. обряды, связанные с приготовлением, выпечкой, правилами дележа и поедания X. Нельзя мести избу, когда печется X., а то спорынью выметешь; когда X. в печи, нельзя садиться на печь; сажая X. в печь, надо подымать подол, приговаривая: «Подымайсявыше». На X. во время выпекания загадывали. Если X. в печи раздвоился, скоро кто-то из родных покинет дом. Вынимание готового X. осмыслялось как вход в этот мир из иного. С X. связывались все осн. магич. свойства, приписываемые трапезе в целом. Трапеза начиналась с X. и им же заканчивалась. За столом X. резал только хозяин и обязательно хлебным ножом. Отрезалось столько кусков, сколько едоков за столом. Ножом резали только квашеный X., пресный же ломали на куски и обязательно обеими руками. Во время трапезы нельзя было брать второй кусок X. или бросать свой кусок недоеденным, нельзя доедать чужие огрызки. К X. относились как к живому существу. Если упадет хлебная крошка, ее надо поднять, поцеловать и съесть или бросить в огонь. В христ. символике X. отождествлялся с телом Господним. Народ постоянно к слову X. прибавляет эпитет «святой». X., к-рый забывали вынуть из печи, «забытному X.», сообщались свойства вызывать скорейшее забвение. Его давали родным умершего, ребенку, чтобы отлучить от груди, и т. д. Приготовление X., его выхаживание, выпекание в печи отождествляется с новым рождением, с переходом в новый статус и т. п. Этим можно объяснить столь широкое использование X. в обрядовой традиции.

Лит.: Максимов С. Куль хлеба и его похождения. СПб., 1875; С у м ц о В Н. Ф. Хлеб в обрядах и песнях. Харьков, 1885; Лаврентьева Л.С. К типологии русского свадебного хлеба // Материальная культура и мифология. Л., 1981; Гура А.В. Из севернорусской свадебной терминологии - «хлеб» и «пряники»: Словарь // Славянское и балканское языкознание: Карпато-восточные параллели. Структура балканского текста. М., 1977; Страхов А. Б. Куль хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования // Slavistische Beitrage. В. 275. Munchen, 1991.