РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ХИРОТОНИЯ

ХИРОТОНИЯ

ХИРОТОНИЯ ХИРОТОНИЯ - внешняя форма таинства священства, собственно его кульминационный момент - возложение рук на возводимого в священный сан правильно избранного ставленника. В др.-греч. языке слово означает подачу голосов в народном собрании через поднятие рук, т. е. выборы. В новогреч. яз. (и церк. словоупотреблении) находим два близких термина: хиротония - «рукоположение» и хиротесия - «руковозложение». Греч. Евхологий каждое поставление (возведение в сан) - от чтеца до епископа - называет X. В рус. Чиновнике и литургических руководствах употребляются как оставленные без пер. греч. термины, так и их слав. эквиваленты, к-рые при этом искусственно различаются, хотя и не до конца строго.

Поставление: 1) епископа - рукоположение и X.; 2) пресвитера (священника) и дьякона - рукоположение и X.; 3) иподьякона - X., посвящение и хиротесия; 4) чтеца и певца - посвящение и хиротесия. На практике говорится обычно о «X.» епископа и «рукоположении» священника и дьякона, хотя оба слова имеют идентичное значение, восходя к одному греч. термину.

Т. о., X. сообщает благодать священства и является возведением («рукоположением») в одну из трех степеней священства; совершается она в алтаре и при этом читается молитва «Божественная благодать...» Хиротесия же не является «рукоположением» в собственном смысле, но лишь служит знаком допущения человека (причетника) к исполнению какого-либо низшего церк. служения. Поэтому она совершается на середине храма и без чтения молитвы «Божественная благодать...» Исключение из этой терминологической дифференциации допускается лишь в отношении иподьякона, что для настоящего времени является анахронизмом - напоминанием о его месте в др.-церк. иерархии.

В древ. византийских рукописных Евхологиях сохранился некогда широко распространенный в православном мире чин X. дьякониссы, аналогичный X. дьякона (также перед св. престолом и с чтением молитвы «Божественная благодать...»). Печатные книги его уже не содержат. Евхологий Я. Гоара дает этот чин не в основном тексте, но среди вариантов рукописей.

Кроме этих терминов для обозначения рукоположения в принципиально различные иерархические степени - собственно священнические и низшие «причетнические», имеются также другие, указывающие на возведение в различные «чины церковные» (ранги, «должности») внутри одной степени священства: «Произведение во архидиакона, ...игумена, ...архимандрита»; «Последование во еже сотворити протопресвитера»; «Возведение архидиакона или протодиакона, протопресвитера или протоиерея, игумена или архимандрита».

Лит.: Дмитриевский А.А. Ставленник. Киев, 1904; Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906; Никольский К. Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. М., 1995. С. 701-721.