ХЕЙФИЦ Иос. Еф. (1905-95) - реж., сценарист, соавтор сценариев
большинства своих ф. Учился в Ленингр. техникуме экранного иск-ва и на
киноф-те Ин-та истории иск-в. С 1928 на к/ст «Совкино» (ныне «Ленфильм»),
С 1928 по 1950 работал совм. с А. Зархи, затем самост. В 1927 - 28 соавтор
сценариев ранних ф. А. Иванова «Луна слева» (1929), «Транспорт огня» (1930).
В 1929 X. и Зархи создают Первую постановочную комсомольскую бригаду, выпустившую
ф. молодежной темы «Ветер в лицо» (1930), «Полдень» (1932). Среди ранних
ф. наиб. значит. «Моя Родина» (1933): снятый в рамках «оборонного кино»,
фильм своим драматизмом разрушал каноны жанра и был снят с экрана за «пораженчество».
Значит. явлением сов. кино 30-х гг. стали «Депутат Балтики» (1937, гл.
приз на Междунар. выставке в Париже, 1937) и «Член правительства» (1940).
Рассказывая о формировании нового социалистич. сознания, о превращении
частного человека в гос. деятеля, оба фильма активно участвовали в создании
одного из основных киномифов 30-х гг. - мифа о нар. власти. В то же время
фильмы обладали худож. достоинствами, свидетельствовали о сложившейся творч.
манере X., в основе к-рой - интерес к психол. анализу, к внутр. жизни человека.
В этих и последующих ф. («Его зовут Сухэ-Батор», 1942; «Малахов курган»,
1944) сформировались эстетич. принципы режиссуры X.: ориентация на актера,
тщательная проработка среды экранного действия, внимание к детали, сочетание
соц. пафоса и бытовой интонации, юмора и лирики. Эти качества, невостребованные
в кон. 40-х - нач. 50-х гг., предопределили заметную роль X. в сов. кино
2-й пол. 50-х гг. В ф. «Большая семья» (1954, приз на МКФ в Каннах, 1954),
«Дело Румянцева» (1956, приз на МКФ в Карлови-Вари, 1956), «Дорогой мой
человек» (1958) обозначились новые тенденции сов. кино: интерес к повседневности,
«негероич.» герою, к достоверности жизн. фактуры. Значит. худож. достижением
X. стал ф. «Дама с собачкой» (1960, по рассказу А. Чехова, приз на МКФ
в Каннах, 1960, на МКФ в Лондоне, 1960), в к-ром интерес X. к психол. анализу
нашел опору в традициях рус. классич. лит-ры. В 60 -80-х гг. обращение
к совр. теме сочетается в творчестве X. с экранизацией классики: «В городе
С.» (1967, по рассказу Чехова «Ионыч»), «Плохой хороший человек» (1973,
по пов. Чехова «Дуэль», приз МКФ в Чикаго, 1974), «Ася» (по одноим. пов.
И. Тургенева, 1978), «Шурочка» (попов. А. Куприна «Поединок», 1983). Анализу
совр. характеров и соц.-нравств. ситуаций посв. ф. «Единственная» (1976,
по рассказу П. Нилина «Дурь»), «Впервые замужем» (1980, по одноим. рассказу
Нилина, гл. приз на МКФ в Карлови-Вари, 1980), «Подсудимый» (1986, по пов.
Б. Васильева «Суд да дело»), «Бродячий автобус» (1990).
Кадр из фильма «Член правительства». Реж. И. Хейфиц и А. Зархи. 1940