РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ХЕЙФИЦ Иос. Еф.

ХЕЙФИЦ Иос. Еф.

ХЕЙФИЦ Иос. Еф. ХЕЙФИЦ Иос. Еф. (1905-95) - реж., сценарист, соавтор сценариев большинства своих ф. Учился в Ленингр. техникуме экранного иск-ва и на киноф-те Ин-та истории иск-в. С 1928 на к/ст «Совкино» (ныне «Ленфильм»), С 1928 по 1950 работал совм. с А. Зархи, затем самост. В 1927 - 28 соавтор сценариев ранних ф. А. Иванова «Луна слева» (1929), «Транспорт огня» (1930). В 1929 X. и Зархи создают Первую постановочную комсомольскую бригаду, выпустившую ф. молодежной темы «Ветер в лицо» (1930), «Полдень» (1932). Среди ранних ф. наиб. значит. «Моя Родина» (1933): снятый в рамках «оборонного кино», фильм своим драматизмом разрушал каноны жанра и был снят с экрана за «пораженчество». Значит. явлением сов. кино 30-х гг. стали «Депутат Балтики» (1937, гл. приз на Междунар. выставке в Париже, 1937) и «Член правительства» (1940). Рассказывая о формировании нового социалистич. сознания, о превращении частного человека в гос. деятеля, оба фильма активно участвовали в создании одного из основных киномифов 30-х гг. - мифа о нар. власти. В то же время фильмы обладали худож. достоинствами, свидетельствовали о сложившейся творч. манере X., в основе к-рой - интерес к психол. анализу, к внутр. жизни человека. В этих и последующих ф. («Его зовут Сухэ-Батор», 1942; «Малахов курган», 1944) сформировались эстетич. принципы режиссуры X.: ориентация на актера, тщательная проработка среды экранного действия, внимание к детали, сочетание соц. пафоса и бытовой интонации, юмора и лирики. Эти качества, невостребованные в кон. 40-х - нач. 50-х гг., предопределили заметную роль X. в сов. кино 2-й пол. 50-х гг. В ф. «Большая семья» (1954, приз на МКФ в Каннах, 1954), «Дело Румянцева» (1956, приз на МКФ в Карлови-Вари, 1956), «Дорогой мой человек» (1958) обозначились новые тенденции сов. кино: интерес к повседневности, «негероич.» герою, к достоверности жизн. фактуры. Значит. худож. достижением X. стал ф. «Дама с собачкой» (1960, по рассказу А. Чехова, приз на МКФ в Каннах, 1960, на МКФ в Лондоне, 1960), в к-ром интерес X. к психол. анализу нашел опору в традициях рус. классич. лит-ры. В 60 -80-х гг. обращение к совр. теме сочетается в творчестве X. с экранизацией классики: «В городе С.» (1967, по рассказу Чехова «Ионыч»), «Плохой хороший человек» (1973, по пов. Чехова «Дуэль», приз МКФ в Чикаго, 1974), «Ася» (по одноим. пов. И. Тургенева, 1978), «Шурочка» (попов. А. Куприна «Поединок», 1983). Анализу совр. характеров и соц.-нравств. ситуаций посв. ф. «Единственная» (1976, по рассказу П. Нилина «Дурь»), «Впервые замужем» (1980, по одноим. рассказу Нилина, гл. приз на МКФ в Карлови-Вари, 1980), «Подсудимый» (1986, по пов. Б. Васильева «Суд да дело»), «Бродячий автобус» (1990).

ХЕЙФИЦ Иос. Еф.

Кадр из фильма «Член правительства». Реж. И. Хейфиц и А. Зархи. 1940

Др. фильмы: «Горячие денечки» (1935), «Разгром Японии» (1945), «Во имя жизни» (1947), «Драгоценные зерна» (1948), «Огни Баку» (1950), «Горизонт» (1962), «День счастья» (1964), «Салют, Мария!» (1970), «Вспомни, товарищ!» (1987), «Вы чье, старичье?» (1988).

Соч.: О кино. Л.; М., 1966; Фиолетовый гусь и др. киноистории. Л., 1970; Жизнь в кино. М., 1978 (совм. с И. Саввиной);.

Лит: Петрович А. Иосиф Хейфиц. М., 1965; Сэпман И. И. Хейфиц//Ленингр. экран. Л., 1979; Богомолов Ю. Иосиф Хейфиц. М.,1986.