РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ХАСИДИЗМ

ХАСИДИЗМ

ХАСИДИЗМ ХАСИДИЗМ (от евр. хасид - благочестивый) - направление в ашкеназском иудаизме. В практич. плане представляет собой народное мистич. движение, основанное на оправдании человека не глубокой талмудич. ученостью, но искренней верой. Основатель X. реббе Исраиль бен Элиезер, известный под акронимом Бешт (аббревиатура прозвища Баал Шем Тов, т. е. «Добрый знахарь») (1700 - 60) - мистик, каббалист и врачеватель. Он начал свою проповедь в конце 1730-х гг. в Подолии, а затем поселился в местечке Меджибож. Здесь он основал первый хасидский кружок. Учение Бешта было развито и распространено его учениками, прежде всего реббе Дов-Бером из Межиричей. Центр. пунктом нового направления стало учение о духовном лидере, цадике (праведнике). За неск. десятилетий новое движение охватило весь еврейский мир Вост. Европы. Не менее 40% евреев этого региона примкнуло к новому движению. Появилось много цадиков, к-рые по-своему толковали и развивали X. Первые цадики стали основателями династий-толков. Большинство хасидских толков отличалось друг от друга прежде всего личностью своих вождей. Наиболее оригинальным, стоящим в стороне от других хасидских направлений является созданный в кон. 18 в. реббе Шнеур-Залманом из Ляд (1747 - 1812) любавичский X., или Хабад (аббревиатура слов «мудрость, понимание, познание»). Шнеур-Залман подвел под свое учение религиозно-философскую основу, вновь вернул традиц. престиж учению, что сближает Хабад с ортодоксальным раввинизмом. Т. к. хасиды подрывали власть традиц. раввинской знати, а также внесли в ритуалы нек-рые изменения, на них ополчились ортодокс. раввины. Митнагдим (противники), как их стали называть хасиды, были особенно сильны в Литве (отсюда литвак - противник X.), центре традиц. еврейской учености. В пылу борьбы дело дошло до взаимных отлучений и даже до доносов властям. Но т. к. хасиды не порвали с ортодокс. иудаизмом, то уже в 19 в. произошло примирение хасидов и их противников.

В СССР X. подвергался преследованиям. Одним из последних активных вождей иудаизма оставался глава Хабада реббе Йосеф-Ицхак Шнеерсон. В 1924 - 27 его резиденция находилась в Ленинграде. В 1927 он был арестован, приговорен к расстрелу, но под давлением мировой общественности освобожден и выслан из СССР. В наст. время Хабад вновь пользуется большим влиянием в еврейских общинах быв. СССР.