РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ - одна из разновидностей хореогр. лексики. До 19 в. Х.Т., называвшийся также комическим, служил для создания нац., жанрового или экзотич. характера. В нем сосуществовали черты нар. танца и гротесковые движения плясунов площадного т-ра. Средствами Х.Т. создавались характеры крестьян, ремесленников, разбойников, экзотич. народностей, малоизвестных в Европе, а также миф. персонажей - сатиров, вакхов, фавнов и др. В нач. 19 в. в рус. балете возник интерес к подлинному нар. танцу, к-рый составлял основу патриот. дивертисментов, посвященных Отеч. войне 1812. Местный нац. колорит играл заметную роль в романтич. балете, что ускорило преобразование нар. танца в Х.Т. В акад. балете эпохи М. Петипа Х.Т. облагораживается канонами классич., приобретает «салонный» характер. В то же время движения Х.Т. Петипа часто вводил в классич. танец. Новый этап Х.Т. обозначился в нач. 20 в. в творчестве М. Фокина и А. Горского, где он представал то стилизацией пластики ушедших в прошлое эпох, то слиянием форм классич. и Х.Т. Сов. балетмейстеры проявляли большой интерес к нар. творчеству: Ф. Лопухов, В. Войнонен, В. Чабукиани и др. создавали образы героич. народа и отд. его представителей. Как учебная дисциплина Х.Т. возник в кон. 19 в. в Петерб. театр. уч-ще. Ее разрабатывали А. Ширяев, А. Бекефи. В 1937 там же создан первый учебник «Основы характерного танца» Ширяева, М. Бочарова и А. Лопухова. В дальнейшем Х.Т. прочно вошел в новую лексику совр. балета.

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

Танец Арапа, Балерины и Петрушки из балета «Петрушка». Худ. Ж. Барбье. 1914