ГЗЕЛЛЬ Георг (1673-1740) - швейц. живописец, учился в Вене, работал в Голландии, откуда по приглашению
Петра I в 1717 приехал в СПб. Работал в разных живописных жанрах (портреты,
натюрморты, религ. картины, плафоны). Из сохранившихся работ - портрет
гр. П.А. Толстого (1720-е гг.), иконы с изображениями апостолов для лютеранской
церкви св. Петра (1729), картины на еванг. сюжеты в Петропавловском соборе
(1730-31). Мастер среднего европ. уровня, Г. создавал натюрморты, к-рые
украшали покои как во дворцах, так и в домах частных лиц и оценивались
современниками как «превосходные» (Я. Штелин). Менее уверенно Г. чувствовал
себя в плафонной живописи (плафоны на темы триумфа России в Приемной и
Тронной Летнего дворца Петра I, 1725-27). Поскольку место придворного живописца
было занято, Г. довольствовался выполнением отд. гос. и частных заказов.
Поступив на службу в новоучрежденную Академию наук (1725), писал раритеты
Кунсткамеры - «Портрет великана Буржуа» (1720-е гг.), «Портрет бородатой
женщины» (1734) и т.п. С 1726 преподавал рисунок в академ. г-зии, а с 1732
- в Рисовальной палате АН. Среди его учеников - знаменитый впоследствии
рисовальщик петерб. видов М.И. Махаев.
Лит.: Коваленская
Н.Н. Рус. живопись первой половины 18 века // История рус. иск-ва. Т. V.
М., 1960; Малиновский К.В. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах
в России. Т. I. M., 1990.