РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГРОТ Ник. Як.

ГРОТ Ник. Як.

ГРОТ Ник. Як. ГРОТ Ник. Як. (1852-99) - философ, психолог. Сын Я. К. Грота. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та. Преподавал философию в Нежине и Новороссийске; в 1886 занял каф. философии в Моск. ун-те и вскоре возглавил Моск. психол. об-во. Личность Г. и его практич. деят-ность по популяризации философии в России б. значительны, чем его не очень опредсл. филос. взгляды, в к-рых он, по словам Л.М. Лопатина, «постоянно пытался найти середину между крайностями, гармонически примирить противоположные тенденции разл. филос. школ». Взгляды Г. сформировались под влиянием А. Шопенгауэра, идеи к-рого он активно пропагандировал до сер. 90-х гг. (принцип мировой воли). В обл. психологии им была развита своеобразная теория «психического оборота»: перехода от внеш. впечатлений к внутр. представлениям, а от них, и через волевые стремления, снова к внеш. движениям; для описания этого «оборота» Г. считал возможным применить закон сохранения энергии. Позднее, выйдя за рамки филос. позитивизма, Г. развивал идеи «монодуализма» (впоследствии этот термин использовали Н. Бердяев и С. Франк) как единства и борьбы активной «силы -духа» и пассивной «силы - материи». Отсюда вытекало «космическое» понимание идеи прогресса как постепенного торжества духа над косной материей, а свободы воли - как возможности выбирать между подчинением своему «животному началу» и «следованием внушениям всемирного духа». Одна из заслуг Г. - определение независимой позиции в основ. им в 1889 ж. «Вопросы философии и психологии» - первом рус. филос. журнале, получившем широкое распространение и способствовавшем развитию самосознания рус. об-ва через свободный и самостоятельный труд мысли. Соч.: О науч. значении пессимизма и оптимизма как мировоззрений. Одесса, 1884; О душе в связи с совр. учениями о силе. Одесса, 1886; Осн. моменты в развитии новой философии. М., 1893; Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности. М., 1889; Критика понятия прогресса. М., 1898; Философия и ее общие задачи. СПб., 1904.