РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГРОССМАН Леон. Петр.

ГРОССМАН Леон. Петр.

ГРОССМАН Леон. Петр. ГРОССМАН Леон. Петр. (1888-1965) - писатель, историк рус. лит-ры и театра, проф., д-р филологич. наук, автор б. 360 науч. работ и худож. произведений. Уроженец Одессы, выпускник Ришельевского лицея, учился в Сорбонне, закончил юрид. ф-т Одесского ун-та, где преподавал в 1911-21. В 1912-15 работал в Петербурге, где началась его активная лит. деят-ность. В период гражд. войны, когда Одесса стала на короткое время прибежищем интеллектуальной элиты, в доме Г. собирались М. Волошин, А. Толстой, Э. Багрицкий. С 1921 Г. жил в Москве, преподавал в Высшем Лит.-худож. ин-те им. Брюсова; состоял уч. секретарем лит. секции Гос. Академии худож. наук. Мн. преподавал в моск. пед. ин-тах.

Сфера науч. интересов Г. - рус. литра 19 - нач. 20 в. (Пушкин, Лесков, Сухово-Кобылин, Тургенев, Чехов). Одним из первых изучал творч. наследие Достоевского, убедив А.Г. Достоевскую издать семейную переписку. Как литературовед Г. занимался реконструкцией культуры прошлого, писал свободно и живо, со знанием эпохи, конструируя увлекат. сюжет (даже придуманные им художеств. «мемуары» воспринимаются как подлинные). Создал жанр «романа-исследования», сделавший литературоведение не только науч. изысканием, но и прекрасной худож. прозой, привлекшей внимание широкой публики к историко-лит. проблемам. Расцвет творчества Г. приходится на 1920-е гг., в 1928 выпущено 5-томное собр. соч. ученого-беллетриста.

Наиб. известны кн.: «Пушкин» (1939) и «Достоевский» (1962; обе - в серии «Жизнь замечат. людей»), «Преступление Сухово-Кобылина» (1938), «Роман Нины Заречной» (1967). Среди работ о т-ре: «Пушкин в театр. креслах» (1926), «Алиса Коонен» (1930), «Театр Сухово-Кобылина» (1940). Г. - автор небольших романов из трех эпох рус. об-ва, в к-рых предстают Пушкин, Достоевский и Гаршин; «Записки д'Аршиака», «Рулетенбург» и «Бархатный диктатор» (все - 1932). Официозная критика, усмотревшая в этих произв. любование об-вом прошлого и восхваление аристократич. морали, заставила Г. надолго замолчать. В его позднейших работах ощущается внутр. цензура (переизд. «Записок д'Аршиака», предполагавшееся в 1960, и в монографии «Достоевский», 1962).

Работы Г. издавались в Англии, США, Италии, Польше, Чехословакии, однако на родине многочисл. соч. Г. 1910-20-х гг. практически забыты.