РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Г. сотруднииал во мн. журн., в 1850-55 - активнейший илен т. н. «молодой редакции» «Москвитянина»; в нач. 1860-х гг. принимал уиастие в ж. «Время» (1861-63) и «Эпоха» (1864). Выступил одним из создателей теории поивеннииества. Считая иск-во цельным, синтетическим, непосредственным» (т.е. органическим) пониманием жизни, полагал, что критика должна быть созвучна своему объекту. Поэтому Г. называл ее «органической» и при интерпретации иск-ва б. роль отводил интуитивизму. Его критич. работам свойственны внимание к нац. своеобразию лит-ры, целостный анализ произв., отождествление иск-ва с «правдой жизни». Среди наиб. характерных лит.-критич. статей Г. - «О комедиях Островского и их значении на сцене» (1855), «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» (1859), «Критич. взгляд на основы, значение и приемы совр. критики искусств» (1858) и др. Широкое распространение получила фраза Г. «Пушкин - наше все».
Глубоко эмоциональная лирика Г. - яркий образец романтич. поэзии, развивающей тему страдающего героя. Стихи Г. обнаруживают связь с нар.-песенной (в т.ч. и цыганской) фольклорной стихией и гор. романсом. Их высоко ценил А. Блок. В лирике Г. отчетливо проявилась тенденция к циклизации («Борьба», 1857; «Одиссея последнего романтика» и др.). Г. также автор неск. поэм («Олимпий Радин», «Veneziala Bella», «Вверх по Волге» и др.), повестей и рассказов.