РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Лит. деят-ность Г. начал в университет. годы (стих., пародийная пьеса «Дмитрий Дрянской» - не сохранилась). В 1814 опубликовал в ж. «Вестник Европы» корреспонденции на воен. темы. В петерб. пору (1815-18) сблизился с театр. кругами. Участвуя в лит. полемиках, выступил противником карамзинистской эстетики, поборником принципов простоты, естественности и вместе с тем возвышенности иск-ва. В 1815 дебютировал на петерб. сцене комедией «Молодые супруги». Также автор комедий «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817, с А.А. Шаховским и Н.И. Хмельницким), «Студент» (1817, совм. с П.А. Катениным), «Притворная неверность» (1818, совм. с А.А. Жандром) и «Горе от ума» (1821-24). Вершина творчества Г. и одно из лучших произв. отечеств. лит-ры, эта пьеса была при жизни автора не разрешена к постановке и к печати (пост. 1831, опубл. 1833), но получила широкое распространение в списках, в частности, использовалась декабристами в пропагандист. целях. Комедия запечатлела центр. обществ.-ист. конфликт преддекабрист. эпохи - столкновение старой и новой России, развивая при этом «вечную» тему борьбы свободолюбивого героя с косной средой. В эстетич. отношении комедия занимает промежуточное положение, сохраняя связи с рационалистич. традицией и вместе с тем открывая эпоху новой реалистич. лит-ры, на развитие к-рой (как и рус. самосознания в целом) она оказала существ. воздействие. Многочисл. цитаты из «Горя от ума» стали крылатыми словами, а образы - нарицательными. В виде планов и фрагментов дошли драматич. произв. Г., посв. темам Востока («Грузинская ночь», 1826-27; и др.) и рус. истории (драма о 1812 годе и др.).
А.С. Грибоедов