РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГРЕХ

ГРЕХ

ГРЕХ ГРЕХ - религиозно-богословское понятие, соответствующее тому, что в этике называется «злом», а в праве - «преступлением». Г. есть вольное или невольное нарушение нравств. закона, данного самим Богом (богами). Согласно определению апостола Иоанна Богослова «Г. - это беззаконие» (1 Ин 3:4). Концепция Г. носит чисто религиозный характер (поскольку попираемый им «закон» - волеизъявление Бога) и без соотнесенности с «законом» превращается в пустую абстракцию или искусств. созданный свод правил хорошего тона. «Где нет закона, нет и преступления» (Рим 4:15). Соответствующее греч. слово может означать и ошибку (ср. русск. огрехи, погрешность), что указывает на изначально интеллектуальное, а не моральное содержание понятия. В античных пантеистич. системах понятие «Г.» отсутствовало, поскольку не существовало противопоставления Бога природе. Это выражается в стоической максиме «Что естественно, то не постыдно» (Сенека).

Содержание и генезис понятия «Г.» широко варьируются в различных религиозно-философских системах. В дуалистич. (Персия) и гностич. воззрениях зло (следовательно, и производный от него Г.) рассматривается как независимое и самостоят. начало, вечно противостоящее началу доброму. Напротив, согласно библейскому учению зло - не изначально, но явилось следствием грехопадения части сотворенных Богом ангелов, ставших бесами и возглавляемых Сатаной, или Дьяволом. Поэтому источник греха для сотворенного безгрешным человека (что символизируется его богоподобием - Быт 1:26-27) - «змей-искуситель» (одно из воплощений Сатаны).

Библейское понимание Г. определяется повествованием о грехопадении прародителей, к-рым открывается история человечества. Поэтому истинная природа Г. выявляется прежде всего через библейскую историю, сущность которой составляет т. н. «история спасения». Она понимается как история безустанно повторяемых Богом попыток оторвать человека от его привязанности к Г. при сохранении свободы выбора. Завершением и апофеозом этой истории являются жизнь и страдания Иисуса Христа, Сына Божия, ставшего «Сыном Человеческим». Совершив дело послушания и любви, он совершил тем самым искупление Г. человечества, осуществив в себе самом состояние Адама до грехопадения и став первым совершенным человеком (Вторым Адамом).

В христ. нравств. богословии существуют различные классификации Г., основанные на таких критериях, как «свойство греховных действий», «степень участия в грехе сознания и воли человека» и «тяжесть самого греха». При этом двойственный состав человека - духовный и телесный - позволяет свести все многообразие грехов к двум категориям - грехам чувственным (физиологич.) и грехам духовным.

Греховное «непослушание» выражается двояко: 1) в форме совершения того, что запрещено законом, и 2) в форме неисполнения того, что предписано законом. Грешит и тот, кто обижает ближних, и тот, кто не помогает им, имея к тому возможности (см. евангельскую притчу «О талантах» - Мф 25:14-30). Поэтому христ. нравств. богословие видит основу Г. в эгоизме, себялюбии и вытекающем отсюда богопротивлении, когда воля Бога подменяется волей индивидуума или волей коллектива.

Спорный характер носит в христ. богословии учение о т. н. «первородном Г.» (перевод неудачного латинского выражения peccatum originale - «грех, получаемый при происхождении (рождении)», «грех происхождения»), с особой отчетливостью сформулированном Августином Блаженным. Полемизируя с направлением христ. мысли (пелагианством), отрицавшим церковное учение о «поврежденности» человеческой природы в Адаме, он применил это выражение к тому греху-ошибке, к-рый вошел в мир через первого человека (Рим 5:12) и был передан им (как неискоренимая зараза) всем потомкам, вне зависимости от личных качеств каждого человека.

Формально-юридич. характер имеет и сформировавшаяся в период Средневековья классификация грехов на смертные и простительные. К числу первых относятся; гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев. Они символически уподобляются семи языческим народам, побежденным Иисусом Навином (Втор 7:1; Деян 13:19), и семи бесам, изгнанным Иисусом Христом из Марии Магдалины (Мк 16:9). Сам Иисус Христос считал единств. «непростительным» грехом «хулу на Духа Святого» (Мф 12:31-32). Под ним понимается совершенно сознательное и ожесточенное противление человека истине - как следствие возникновения живого чувства вражды и ненависти к Богу. В этом состоянии человек, как существо нравственно свободное, психологически недоступен действию ниспосылаемой ему свыше спасающей Благодати.

Юридич. менталитет зап. христ-ва способствовал детальной разработке учения о Г. и спасении. Напротив, в вост. богословии долго сохранялось высокое представление о достоинстве человека и его изначальной свободе, что выразилось даже в неопределенности самого понятия «Г.»: Г. сам по себе не существует, поскольку он не сотворен Богом. Поэтому невозможно определить, в чем он состоит» («Православное исповедание», вопр. 16).

Лит.: Велтистов В. Грех: его происхождение, сущность и следствия. М., 1885; Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1990 (глава «Грех»); Иоанн (Шаховской), архиеп. Апокалипсис Мелкого Греха. СПб., 1997; Грехи против Духа Святого. М., 1997.