РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГРАВЮРА

ГРАВЮРА

ГРАВЮРА ГРАВЮРА (от франц. graver - вырезать, восходит к лат. grave - тяжело, глубоко) - вид графич. иск-ва, в к-ром изображение получается в виде печатного оттиска (обычно на бумаге) с печатной формы: пластины (доски) из металла (меди, стали, цинка), дерева или линолеума, обработанной гравированием, т.е. с нанесенным на нее углубленным (награвированным) рис. Рис. наносится спец. резцами (штихелями) или вытравливается кислотой. Г. наз. также произведение иск-ва Г., т.е. лист с оттиском.

Г. делятся на 2 вида: высокой и глубокой печати. При высокой печати (Г. на дереве - ксилография, на линолеуме - линогравюра) краска наносится на поверхность доски и выступающие части печатаются черными или цветными, а углубления остаются белыми. При глубокой печати (Г. на металле, офорт, резцовая Г.) краска затирается в глубь штиха, выступающие части дают светлый тон, а углубленные штихи - темный. К технике плоской печати относится литография, причисленная к Г. условно, т.к. она не связана с гравированием.

Особенностью Г. является возможность ее тиражирования: до изобретения фотографии и средств ее тиражирования в печати Г. была единственным ср-вом воспроизведения изображений. Поэтому вплоть до 20 в. Г. была не только самостоят. иск-вом, но и иск-вом передачи произведений др. видов изобр. иск-в, арх-ры, а также облика предметов зримого мира. Отсюда теснейшая связь иск-ва Г. на протяжении веков с книжным иск-вом, иллюстрацией, а также соотношение жанров в Г. с жанрами живописи: в Г. редким был главный для европ. живописи 17 - сер. 19 в. «историч.» жанр (как правило, соответствующие Г. делались с живописи, оригиналов), но очень широко представлены пейзаж и портрет. Специфика произв. Г. делает их непригодными для арх.-декор. целей, в каковых применялась только живопись; это также определяет жанры Г. В силу отсутствия арх. функций и особенностей техники произв. Г. обычно были небольшого формата, их часто хранили в альбомах. Зато Г. была идеальным средством оперативного отклика художника на волнующие общ-во события, позволяя быстро распространить большое кол-во оттисков на актуальные темы, с этим связана характерная для иск-ва Г. серийность: создание групп Г., связанных единством темы. Отсюда - широкое распространение карикатуры как важного жанра Г., почти чуждого живописи.

В Европе Г. возникла в 15 в. Значит. роль в развитии резцовой Г. принадлежит А. Дюреру (1471-1528); величайший офортист 17 в. - Рембрандт ван Рейн (1606-69); выдающийся мастер Г., сочетавший офорт с акватинтой, - Ф. Гойя (1746-1828). В 19 в. изменчивое состояние природы запечатлели в офорте мн. франц. мастера: Ж.Ф. Милле, К. Коро, Ш.Ф. Добиньи и др. В кон. 19 - нач. 20 в. особую роль приобретает ксилография (мастера эпохи модерн: У. Моррис, П. Гоген и др). В 20 в. к Г. обращаются П. Пикассо, А. Матисс, К. Кольвиц, Ф. Мазерель.

В России иск-во Г. развивается с 16 в., связано с книгопечатанием. Первой Г. на дереве считается оттиск с изображением евангелиста Луки в кн. «Апостол» (1564). В 17-19 вв. распространены нар. лубки: картинки, печатавшиеся с деревянных досок (в 19 в. также с медных, или литографированные) и раскрашенные от руки, на религ., актуально-политич., фольклорные и бытовые сюжеты (в 19 в. также и на литературные), сопровождавшиеся текстом. Лубочные картинки не хранились в альбомах, а развешивались по стенам небогатого жилища - от крестьянского до помещичьего, заменяя дорогую живопись. При Петре I наступает расцвет иск-ва Г. европ. типа: сложные аллегорич. композиции, баталии, марины, изображения празднеств («Свадьба Петра I и Екатерины», 1712; «Вид Васильевского о-ва и триумфального ввода швед. судов в Неву», 1714 - обе А.Ф. Зубова), портреты, виды городов («Панорама Санкт-Петербурга» А.Ф. Зубова, 1716), а также гравированные геогр. карты, чертежи, иллюстрации в технич., географич., естественно-науч. лит-ре, эмблематич. сборники, аллегор. виньетки в книгах. Практич. и худож. задачи не разделяются в Г. этого времени - как и во всех видах иск-ва и быта. Обычно применялись офорт и резцовая Г., сам царь пробовал себя в этом иск-ве. Центром гравиров. иск-ва еще с 17 в. была Оружейная палата, где работали зап.-европ. мастера (гл. обр. голландские) и их рус. ученики. В петров. время появляется гравиров. мастерская при петерб. типографии, ландкартно-словорезная и гравировальная палаты АН, в сер. 18 в. при создании АХ в ней учреждается гравировальный класс. Ведущие мастера петровского времени - А. Шхонебек (Схонебек), П. Пикарт, А.Ф и И.Ф. Зубовы. В сер. 18 в. гравюры по рисункам М.И.Махаева, сделанные в гравир. палате и изд-ные АН в альбоме «План столичного города С.-Петербурга...», имели огромный успех в Европе, став первыми произведениями рус. иск-ва, широко известными и признанными за рубежом. В нач. 1760-х гг. в творчестве гравера-портретиста Е.Чемесова рус. Г. выходит на мировой уровень. Значит. вклад в иск-во Г. внесли Г. Скородумов, С. Галактионов и др.; в 18-19 вв. в технике офорта работают мн. архитекторы, скульпторы, живописцы: В.И. Баженов, М.И. Козловский, О.А. Кипренский и др. К 19 в. прикладная Г. отделяется от самостоят. иск-ва Г., развивается станковая Г, не связанная с книжной иллюстрацией. Офорты и литографии были широко распространены в общ-ве; хотя на стенах дворцовых зал Г. не встречаются, но в изобилии развешиваются в жилых интерьерах представителей всех сословий. Книжная иллюстративная Г. легко преодолевает культ. границы; напр., книжн. иллюстрации Г. Дорэ, являясь фактом франц. иск-ва, стали неотъемлемым компонентом рус. культуры. Как и в Зап. Европе, осн. видом Г. во 2-й пол. 19 в. является офорт, в этой технике работали такие крупные худ-ки, как И.И. Шишкин, И.Е. Репин, В.А. Серов.

В 20 в. Г. перестает быть единственным ср-вом репродуцирования изображений, полностью теряет прикладное значение, а в кач. книжной иллюстрации становится независимой от задач точного воспроизведения и тем самым - вполне самост. иск-вом. Важная роль в развитии офорта принадлежит Н.Н. Нивинскому, Г.С. Верейскому и др. В эпоху модерна, как и в зап.-европ. Г., возрождается ксилография, в России связанная с творчеством А.П. Остроумовой-Лебедевой, В. Д. Фалилеева, в 1920-30-е гг. - П.А. Шиллинговского, Н.Н. Купреянова, А.И. Кравченко и др. Особая роль принадлежит здесь В.А.Фаворскому, возродившему иск-во торцовой Г. и оказавшему влияние на неск. поколений отеч. графиков (П.Я. Лавлинов, Н.Н. Писарев, А.Д. Гончаров, Г.Д. Епифанов, И.В. Голицын, Г.Н. Захаров, Д.С. Бисти).

Лит.: Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов 16-19 вв. СПб., 1895-99. Т. 1-2; Русская гравюра 16-19 вв. (альбом). Л.; М., 1950; Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1955; Турова В. В. Что такое гравюра. М., 1986.