ГРАФФИТИ (от итал.
graffiti - то, что нацарапано) - знаки, рисунки, надписи, процарап. острым
предметом (обычно металлич. или костяным) на камне, стенах зданий, керамике,
пряслицах, металле, кости. Большинство др.-рус. Г. - надписи разнообр.
содержания на стенах храмов («Господи, помози рабу своему Феодору», «Спаси
кагана нашего», «Петр писал» и др.). Несмотря на запрет Устава кн. Владимира
«резать на стенах», Г. сохранились в др.-рус. храмах Киева, Новгорода,
Пскова, Полоцка, Галича. Вопреки распростран. мнению о «вольном» содержании
Г., б-во текстов - богослужебного, памятного, поминального характера, они
воспроизводят пост. формулы, цитаты из Свящ. Писания, молитв. возгласы,
записи о чьей-л. смерти. Известны и надписи, имеющие важное ист. значение:
сообщения о мире между князьями, о покупке княгиней «Бояновой» земли, о
смерти кн. Ярослава Мудрого (София Киевская), автографы художников и мастеров
(София Новгородская), запись имен мастеров строителей на вкладном камне
(София Полоцкая), запись о судебном иске (ц. Пантелеймона в Галиче). Значит.
интерес представляют надписи фольклорного (загадка о «колоколе» 12-13 вв.
в Софии Новгородской), а также бытового и лит. характера («Сава со мною
шел из торгу, избил меня...», 14 в., Новгород; «Адам первый человек...
вста от мертвых..", 11 в., Новгород). Надписи часто сопровождаются рисунками
крестов, человеч. фигур, животных, птиц, эл-тами орнамента, имеющими аналоги
среди украшений рукописных книг.
Г. на стенах храмов демонстрируют
особый тип ср.-век. текста, занимающий пограничное положение в иерархии
жанров книжно-письм. культуры. Во мн. надписях отразились местные яз. и
графико-орфографич. особенности. Палеография Г., опирающаяся на кн. письмо,
обладает тем не менее характерными признаками. По формальным приметам Г.
тесно связаны с новгородскими берест. грамотами. Социальный состав авторов
Г. широк (особенно в Новгороде): князья, дружинники, церковно-княж. администрация,
духовенство, боярство, простые прихожане. Есть надписи, сделанные женщинами.
Г. (в т.ч. многочисл. азбуки, среди них древнейшая кириллич. 11 в. в Софии
Киевской, глаголич. надписи 11 - нач. 12 в.) - прямое свидет-во распространения
письм. культуры в разл. слоях др.-рус. об-ва.
Лит.: Рыбаков Б. А.
Рус. датированные надписи 11-14 вв. М., 1964; Высоцкий С. А. Др.-рус. надписи
Софии Киевской 11-14 вв. Киев, 1966; Его же. Ср.-век. надписи Софии Киевской.
Киев, 1976; Его же. Киевские граффити 11-17 вв. Киев, 1985; Медынцева А.
А. Др.-рус. надписи новгородского Софийского собора. М., 1978; Рождественская
Т. В. Др.-рус. эпиграфика 10-15 вв.: Уч. пособие. СПб., 1991.