РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
До сер. 1770-х гг. Комиссия
ограничивала свою деят-ность в отношении провинц. городов рассмотрением
и исправлением их планов по указанию Сената (Астрахани, 1767, и Ярославля,
1769, выполненных А.В. Квасовым). Механич. перенесение приемов планировки
столицы было невозможно, поскольку следовало учитывать исторически сложившуюся
застройку городов. Первая попытка использовать столичный опыт для перестройки
провинц. города сделана в проекте перепланировки Твери (П. Р. Никитин,
1763). Разделение города и предместий, четкое ограничение гор. терр. стали
вслед за Тверью обязательными для ген. планов др. городов. Прямоуг. сетка
улиц, включение в застройку уже существовавших церк. построек, создание
геометрически правильных площадей, использование лучевой системы улиц характерны
для проектов планировки провинц. городов, напр., Воронежа (1774), Пскова
(1774), Ека-теринослава (1790), Николаева (1790), исполненных И. Е. Старовым.
Прямые и широкие улицы, разл. по очертаниям площади, к-рые разрешалось
застраивать только по красным линиям, постепенно меняли облик провинц.
городов. Сохранение и включение в новые ансамбли кремлевских комплексов
и старых кам. зданий, использование в новых формах традиц. радиально-концентрич.
системы планировки свидетельствовали о творч. развитии нац. градостроит.
приемов. Прилагавшиеся к ген. планам «образцовые» проекты жилых домов,
казенных и торг. зданий способствовали распространению архит. форм и приемов
классицизма. Общегос. характер деят-ности «Комиссии о каменном строении
Санкт-Петербурга и Москвы» нашел отражение в указе Сената о ее ликвидации
в 1796, в к-ром она наз. «Комиссией о строении городов». Заложенные в 18
в. градостроит. принципы развиты в столице в 1-й трети 19 в. в архит. ансамблях
Л. Руска и К. Росси, к-рые и сейчас определяют архит. облик центра С.-Петербурга.
План Москвы из книги А. Олеария. 1630-е гг.
Градостроит. деят-ности Л. Руска предшествовали работы Ф. Волкова, к-рый в 1790-х гг. выполнил каменную застройку казарменных городков Семеновского, Преображенского, Измайловского и Московского полков в предместьях С.-Петербурга, функционирующих поныне. Эту работу, сыгравшую важную роль в формировании новых р-нов города и определившую масштаб послед. построек, продолжил Л. Руска: в Литейной части - казармы Кавалергардского полка и на Петроградской стороне - Белозерского полка, отличающиеся разнообр. арх. оформлением, что придало облику отд. р-нов города оригин., неповторимые черты.
Новые задачи решали архитекторы, восстанавливавшие Москву после нашествия Наполеона. Сохранив исторически сложившуюся планировочную основу ср.-век. Москвы, они существенно расширили улицы, создали в центре систему площадей вокруг комплекса Большого и Малого т-ров и Кремля; центр. улицы застроили домами «сплошной фасадой». В это же время (1820-40) К. Росси создает ансамбли, определившие совр. облик С.-Петербурга, застраивая обширные слабо урегулированные участки между гл. проспектами столицы и выстраивая системы взаимосвяз. площадей с новыми зданиями дворца, театра, б-ки, мин-в, Сената. Творчество Росси завершает классич. период рус. Г. Стр-во и урегулирование площадей в центре столицы продолжено в сер. века мастерами историзма - О. Монферраном, А. Штакеншнейдером, Н. Ефимовым и К. Тоном (Исаакиевская, Введенская, Благовещенская, Знаменская и др. площади).
Г. в годы барокко, классицизма и ампира было иск-вом, неразрывно соединявшим практич. и художеств. задачи. Планы городов стремились к символичности, площади организовывали пространство перед важнейшими объектами: храмами, дворцами, театрами, к ним же устремлялись перспективы улиц. Эта традиция продолжалась до сер. 19 в., сменившись приоритетом гл. обр. утилитарных задач, лишь иногда сопровождавшихся эстетическимп. В этом смысле Г. с 1850-х гг. стало не столько иск-вом, сколько техникой. Перед градостроителями возникли новые задачи: проектирование вокзальных площадей, подъездных ж.-д. путей, целых районов пакгаузов и складов. Активизируется стр-во больших заводов и прилегающих к ним жилых массивов.
В кон. 19 в. стр-во городов подчиняется транспортным задачам: резко увеличилось население городов и протяженность последних, появились рельсовый транспорт и автомобили. Усилилась связь пригородов и центра города, возникали удаленные предместья с гор. застройкой, являвшиеся промышл. или образоват. центрами (р-н Политехнич. ин-та в С.-Петербурге). Характерной особенностью нек-рых из этих р-нов была активная связь с окружающей природой, расстановка домов среди зелени, что отвечало популярной идее города-сада, разрабатывавшейся мн. зодчими той поры. Архитекторы также обратились к постройке дома-квартала, имеющего замкнутую функциональную структуру: городок Нобеля (Ф.И. Лидваль) или дом 1-го Рос. страхового об-ва на Каменноостровском пр. в С.-Петербурге (Ю.Ю. и А. Н. Бенуа). Новцелом, как ни парадоксально, эпоха модерна, введя новые технологии, не изменила осн. принципов Г. Проекты, стремившиеся возродить утраченное единство практического и художественного, появились позже, в эпоху неоклассицизма, и остались неосуществл.: о-в Голодай («Новый Петербург»), Тучков буян (И.А. Фомин) и др.
Петербург, Невский проспект. Гравюра Я.В. Васильева. 1753
С первых лет Сов. власти начались работы по реконструкции старых и проектированию новых городов. В 1919 под рук-вом И.А. Фомина составлен эскиз реконструкции Петрограда; в 1922 под рук-вом А.В. Щусева и И.В. Жолтовского выполнен первый генеральный план Москвы с расширением города на юго-запад и сооружением канала Москва-Волга. Значит. проекты связывались с реконструкцией рабочих окраин крупных городов. В 1924 арх. Л.А.Ильин разработал систему площадей Нарвской заставы Ленинграда, позже осуществленную разными архитекторами; в 1925-27 А.И. Гегелло, А.С. Никольский и др. построили в Петрограде Тракторную ул. - утопающий в зелени комплекс домов рабочего жилого городка, соединенных изысканными полуарками и скомпонованных в усиленно-сходящуюся перспективу.
Гос. концентрация строит. деят-ности восстановила в новых условиях градостроит. ин-ты 18 в., была создана Комиссия по стр-ву городов. Новым словом в Г. стала предложенная в 1929 ее пред. Н.А.Милютиным идея зонального «социалистич.» города, состоящего из ряда поясов-зон, вытянутых параллельно друг другу. Последовательность зон соответствует их функциям: транспортно-промышл. зона, зеленые насаждения с шоссейной дорогой, жилые и обществ. здания, парковая зона с учреждениями культуры и отдыха. При изв. механистичности такой структуры авторы стремились создать реальную планировку со взаимосвязью его отд. частей, имеющих разл. назначение. Проекты Магнитогорска (1929) и района автозавода в Горьком (1930) отражают эту концепцию.
В 1935 по ген. плану развития Ленинграда была предложена самая смелая градостроит. идея сов. времени: перенос центра Ленинграда на юг и юго-запад на 17 км. Ист. центр имперской столицы при этом сохранялся, но становился окраиной. Во исполнение этого плана началась реконструкция Моск. проспекта и стр-во Дома Советов (Н.А. Троцкий) - грандиозного административного сооружения с одной из самых крупных площадей мира (13 га, генплан Л.А. Ильин) при нем. Этот и подобные ему проекты во многом совпадли с нем. и итал. постройками тех лет.
Крупнейшие работы по реконструкции проводились в течение всего сов. периода в Москве: прокладывались новые транспортные магистрали, развязки движения, полностью сносились и заново отстраивались целые р-ны, терр. города многократно выросла, в 30-х гг. появился метрополитен.
В др. городах значит. планировочные изменения ист. центров не производились, но смена деревянной застройки на многоквартирные и крупные обществ. дома шла повсеместно. Также повсеместно в сов. время уничтожались или обезглавливались церкви. Тем самым уничтожались содержательно значимые, «знаковые» высотные доминанты, высота гор. застройки нивелировалась, города теряли свое особенное лицо. Результатом оказалось почти полное разрушение иерархич. структуры ист. р-нов и старых городов в целом. В качестве «доминантных сооружений» появились (особенно в Москве) в 1950-х гг. «высотные дома» со шпилями, в дальнейшем - «дома повышенной этажности» в любом сов. городе. Функционально-содержательно они были разнообразны: и административные, и промышленные здания, чаще - проектные и научные ин-ты и обычные жилые дома; поэтому функцию семантических центров, присущую утрач. храмам, они возместить не смогли.
После Вел. Отеч. войны произошла реконструкция мн. историч. (часто разрушенных и поврежденных) городов. При этом центр. площади часто освобождались от старых построек и оформлялись пышными тяжеловесными зданиями, соседствовавшими с реставриров. памятниками архитектуры; в городах совершенствовались планировка, система гл. магистралей, расширялись центр. улицы, строились метрополитены, но радикальные преобразования были редки. Особое значение приобрели массивные симметричные здания, оформляющие въезд в город.
Архитектура и Г. сталинского времени, как в 18 в., выполняли прямые идеологич. задачи. Поэтому применялись как традиц. планировочные идеи, восходящие к ренессансным, барочным и классич. концепциям «идеального города», так и архитектурно-декоративные формы соответств. стилей и даже упрощенный символико-аллегорич. язык. Появилось понятие «сталинского ампира» - монументальные, внушительно-торжеств. арх. сооружения как обществ. (здание Моск. ун-та на Ленинских, ныне Воробьевых горах), так и жилого (здания вдоль шоссе Энтузиастов в Москве) назначения.
С 1955 начался новый период сов. зодчества, проходивший под девизом борьбы с арх. излишествами; фактически единств. функциями создаваемого пространства остались утилитарные: жилые, производств., транспортные, торговые, санитарно-гигиснические (оптимальное естеств. освещение домов требовало опредсл. ориентации по солнцу, что побуждало ставить дома торцами или под углами к линиям улиц); в связи с этим исчезла сплошная застройка в красную линию. Теоретич. основы этого времени заимствовались из заруб. концепций стр-ва дешевого жилья 1920-30-х гг. Дома-коробки, практически лишенные архитектуры, прозванные «хрущебами», во множестве заполнили собой одинаковые по всей стране микрор-ны свободной планировки, пришедшие на смену прежним кварталам. Лишь с 80-х гг. в новые города и микрор-ны стали возвращаться традиц. структура застройки улиц, индивид. архитектурно-планировочные решения. К кон. сов. эпохи 35 лет массового жилищного стр-ва смогли погасить жилищный кризис и избавить большинство населения от коммунальных квартир. Одновременно бесследно исчезли, потеряв индивидуальность и сменившись новой типовой застройкой, мн. историч. города. Размах Г. был колоссальным: только за 1970-75 построено ок. 70 новых городов - но лишь в редких случаях, при благоприятных природных условиях, результат имеет эстетич. ценность (напр., Сосновый Бор в Ленинградской обл.). В 1990-х гг. в крупных городах (Москва, С.-Петербург, Нижн. Новгород и т.д.) и их предместьях интенсивно ведется индивидуальное стр-во (личные особняки, банки, офисы, казино, рестораны и т.п.), отмеченное б.ч. эклектикой, своеобр. смешением стилей неоклассицизма, необарокко и модерна; интенсивно ведется реставрационное и восстановительное стр-во церквей (напр., Храм Христа Спасителя в Москве).