РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГРАБАРЬ Иг. Эмм.

ГРАБАРЬ Иг. Эмм.

ГРАБАРЬ Иг. Эмм. ГРАБАРЬ Иг. Эмм. (1871-1960) живописец, иск-вовед, реставратор, организатор охраны памятников иск-ва и архитектуры, педагог. Нар. художник СССР (1956), д. чл. АН СССH (1943) и АХ СССР (1947). Учился в Петерб. АХ (1894-96), в школе А. Ашбе (Мюнхен, 1896-98, по окончании там же преподавал), многократно путешествовал по Зап. Европе, США, Египет. Турции. Чл. объединений «Мир иск-ва» (1902), «Союз рус. художников» (1903), «Осенний салон» (1906, Париж). Раннее творчество обнаруживает влияние югендстиля («Дама с собачкой», 1899); манера лирич. пейзажей и натюрмортов 1901-08 импрессионистична («Сентябрьский снег», 1903; «Февральская лазурь», 1904; «Мартовский снег», 1904; «Хризантемы», 1905). Работал как архитектор (б-ца «Захарьино» под Москвой). В сов. время писал пейзажи, портреты деятелей культуры (С.А.Чаплыгина, 1935, и др.), историко-рев. картины («Крестьяне-ходоки на приеме у В.И. Ленина», 1938).

Проницательный и тонкий историк иск-ва и худож. критик, Г. активно выступал в печати с 1899, стремясь распространять в России науч. принципы иск-вознания. Инициатор издания, автор важных разделов и ред. первой «Истории русского искусства» (тт. 1-6, 1909-16), где впервые подробно описал творчество лучших мастеров рус. архитектуры от петровской эпохи до сер. 19 в. Многие его интуитивные предположения подтвердились позднейшими исследованиями, и труд Г. полностью сохраняет актуальность до наст. времени. Ст. «Москва и Петербург» впервые подчеркивает разницу в градостроит. подходах двух столиц России. Автор монографий о творчестве И.И. Левитана, В.А. Серова и др.; один из авторов сов. «Истории рус. иск-ва» (т. 1-13, 1953-69), дир. Ин-та истории иск-в АН СССР (с 1944), проф. МГУ (с 1921), преподавал также в Моск. худож. ин-те (дир. в 1937-43), Ленингр. ин-те живописи, скульптуры, архитектуры (дир. в 1943-46).

В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где разработал принципы создания музея нового типа. В 1913-16 благодаря деят-ности Г. коллекция галереи пополнилась многочисл. произв. совр. рус. художников, ныне считающихся классиками отечеств. иск-ва: большая серия рисунков В. Серова, новые работы М. Сарьяна и Н. Гончаровой; приобретение портретов деятелей иск-ва и культуры того времени стало началом отд. коллекции музея. Г. был не только попечителем галереи, но создал научн. экспозицию по собств. плану, в 1917 под ред. Г. издан каталог, отразивший полный состав собрания, итоги экспозиционной работы музея и атрибуцию произведений. В 1917 Г. стал инициатором создания «Союза деятелей худож. хранилищ» и его первым председателем. «Союз» ставил задачи создания всерос. профсоюза деятелей худож. музеев «для достижения условий, благоприятствующих развитию музейного дела в России». В 1918 принимал участие в музеефицировании крупнейших моск. худож. собраний. Открыл мн. произв. рус. иск-ва 11-14 вв., в исследованиях к-рых ставил вопросы их соотнесения с проблемами происхождения и развития нац. худож. школы.
 

ГРАБАРЬ Иг. Эмм.

И. Э. Грабарь. Февральская лазурь. 1904

Родоначальник школы реставрации иконописи (по методике Г. работают доныне); основоположник системы и методики охраны и науч. реставрации памятников иск-ва, инициатор создания и рук. Центр. реставрац. мастерских (1918-30, дир.; с 1944 - рук.), к-рым присвоено его имя.

Соч.: И.И. Левитан. Жизнь и творчество. М., 1913 (совм. с Глаголем); И.Е. Репин. М., 1963-64. Т. 1-2; О др.-рус. иск-ве. М., 1966; О рус. архитектуре. М., 1969; В.А.Серов. 2-е изд. М., 1980; Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1994, и мн. др.

Лит.: Подобедова О. И. И.Э. Грабарь. М., 1964. Игорь Эммануилович Грабарь. Выставка / Авт. вст. ст. О.И. Подобедова. М., 1971; Егорова Н. В. И.Э. Грабарь. М., 1971.