ГОВОРУХИН Стан. Сер. (род.
1936) - кинореж., сценарист. После окончания ВГИКа (1966, мастерская Я.
Сегеля) на Одесской к/ст поставил ф. «Вертикаль» (1967, совм. с Б.В. Дуровым,
дипломная работа Г.). В следующих фильмах Г. «День ангела» (1968), «Белый
взрыв» (1969) четко работает драматургич. схема, ставшая после «Семи самураев»
и «Великолепной семерки» классической. Качественно новая ступень в этом
жанре - картина «Жизнь и удивит. приключения Робинзона Крузо» (по роману
Д. Дефо, 1972). В «Контрабанде» (1975) реж. впервые обращается к жанру
детектива и впервые же пробует свои силы в кач-ве сценариста собств. ф.
15-серийный т/ф «Место встречи изменить нельзя» (1979, по роману бр. Вайнеров
«Эра милосердия») стал одним из наиб. популярных отечеств. фильмов, показателем
чего стали многочисл. цитаты из ф. в разговорной речи. «Десять негритят»
(1987) - экранизация классич. детектива Агаты Кристи. В мелодраме «Брызги
шампанского» (1989, по повести Вяч. Кондратьева «Отпуск по ранению») наблюдается
четкая сюжетная выстроенность, очевидная тяга реж. к классич. жанру. В
этом ф., как и в картине «Место встречи изменить нельзя», Г. проявил себя
мастером советского ретростиля. В дальнейшем Г. обращается к общ.-политич.
жанру, что напрямую связано с его позицией как депутата Гос. Думы: «Так
жить нельзя» (1990, полнометражный документально-публицистич. ф.) и «Россия,
которую мы потеряли» (1992) вызвали неоднозначные отклики в прессе. Вернувшись
после длительного перерыва к игровому кино, Г. снял ф. «Ворошиловский стрелок»
(1999, по повести В. Пронина «Женщина по средам») - криминальную драму,
в к-рой реж. обращается к теме «право и самосуд». Симпатии Г. явно склоняются
к решению проблемы в пользу последнего. Среди др. ф.: «Ветер "Надежды"»
(1977); «В поисках капитана Гранта» (1985, телесериал); «Александр Солженицын»
(1993); «Криминальная революция» (1994).
Соч.: Я вру 10 раз
в день // «Собеседник». 1990. № 27.
Лит.: Виленский М.
Какого Говорухина мы потеряли // «Голос», 1992. № 34; Гловели Г. Новый
«Краткий курс?» // «Культура», 1992, 6 июня; Радзиховский Л. Имитатор скорби
// Искусство кино. 1994. № 11.