ГОВОРНОЙ СТИХ - 1)
В рус. устн. нар. поэзии - одна из трех осн. форм стиха, не связ. с пением
и обладающая единств. признаком стиха - рифмой; речевые отрезки не имеют
внутр. ритмич. орг-ции, связаны (рифмой), но несоизмеримы. Г.С. использовался
в свадебных приговорах, загадках, пословицах, поговорках, присказках. Проблема
специфики Г.С. нар. поэзии окончательно не решена фольклористами и стиховедами.
Так, существует мнение, что гл. его отличие от проч. видов стиха - в исполнении:
тексты этого типа не поются (и даже не исполняются речитативом, как былины
или причитания) и полностью лишены напева. Для фольклора (как и для др.-рус.
словесности, включавшей и устные, и письменные тексты в одну систему) характер
исполнения (песенного или непесенного), видимо, является определяющим.
В этом смысле Г.С. нельзя считать стихом. С др. стороны, фольклорная проза
непременно сюжетна и имеет свои законы, и с этой т. зр. упомянутые жанры
нельзя отнести и к прозе. Иными словами, это жанры не стихотворные и не
прозаические. Признаки Г.С.: в нем не упорядочена длина строк ни по числу
слогов (как было, видимо, в праслав. стихе), ни по кол-ву ударений в стихе
(как в былинном стихе). Единств. организующий принцип - рифма, к-рая, однако,
может и не быть признаком стиха ( напр., в др. -греч. литре стихи были
только безрифменные, а риторич. проза могла украшаться рифмой). Сходство
Г.С. в разных слав. традициях побуждало возводить его к гипотетич. праслав.
Г.С., однако это сходство носит, видимо, тинологич. характер, и реконструкция
праслав. Г.С. (точнее, даже если такой стих и был, возведение к нему известных
нам образцов) встречает серьезные трудности. Поэтому в 90-е гг. его предлагают
возводить к прозе, подобной греч. риторич. прозе (но, разумеется, фольклорной;
примеры такой прозы мы видим в зачинах и концовках сказок). По всей вероятности,
эти тексты в фольклоре и не воспринимались как стихотворные, осознание
рифмы как признака стиха могло возникуть скорее всего в 17 в. под влиянием
усвоения силлабич. поэзии (именно тогда в рукописях появляются тексты,
где рифмовка сплошная, а не спорадическая). Таковы пословицы и загадки:
далеко не все тексты этих жанров имеют рифму, а в фольклоре такой признак,
как стихотворность, характеризует не отд. тексты, а жанры в целом. В приговорах
дружек рифма не обязательна, т.е. далеко не все «строки» рифмованы, а если
рифма носит факультативный характер, она не становится стихообразующим
признаком. Т. о. для этих и др. традиц. жанров стихотворность ни в коем
случае нельзя предполагать для б. ранних периодов бытования (до 17 в.),
можно сомневаться в ней и для позднейшего периода. Несомненно, стихотворными
являются (т.е. осознаются как таковые) новые жанры, сложившиеся после (или
незадолго до) того, как рифма стала восприниматься как признак стиха: выкрики
разносчиков, балаганные жанры (тексты зазывал), раешник - не случайно этот
стих обычно наз. раешным. Сюда же, видимо, относится и нар. драма (вернее,
стих ее диалогич. реплик, монологи могут быть и иного характера) Вполне
вероятно, что под влиянием этих жанров и тексты первого типа, особенно
приговоры дружек с их балагурством, стали б. упорядоченными, т.е. рифма
в них стала появляться б. регулярно.
2) В мелодике стиха - один
из трех осн. типов интонации, выделяемый наряду с ораторским (считающимся
иногда разновидностью Г.С.) и напевным стихом. Г. С. характерен для басни,
комедии, ром. в стихах, использовался также в дружеских посланиях и поэмах
19 в. Этот стих наиб. близок к интонациям живой разг. речи. Мелодич. движение
Г.С. определяется, как правило, несовпадением ритмич. и синтаксич. членения:
конец стиха (строфы) не совпадает с концом предложения (части предложения),
отсюда возникают частые переносы и внутристиховые паузы; соотв. межстиховые
паузы приобретают разную степень отчетливости; длинные и короткие предложения
чередуются неупорядоченно, повышая непредсказуемость смены интонации. Интонационно-синтаксич.
свобода Г.С. осуществляет себя и в тяготении к астрофичности, несимметричным
либо к традиц. «нейтральным» строфам (четверостишие), в к-рых способ связи
стихов (рифмовка) может изменяться. Свободная тематич. композиция Г.С.
определяет и его тяготение к б. свободным ритмич. формам, в т.ч. раешнику.
Для него характерно также использование разг. фразеологии, просторечной
лексики, эллиптичных речевых конструкций. Г.С. в рус. поэзии развивался
в творчестве И.А. Крылова, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.А. Ахматовой,
В.В. Маяковского и др. В сатирич. и юмористич. поэзии является преобладающим
типом мелодики стиха.