РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГОВОРНОЙ СТИХ

ГОВОРНОЙ СТИХ

ГОВОРНОЙ СТИХ ГОВОРНОЙ СТИХ - 1) В рус. устн. нар. поэзии - одна из трех осн. форм стиха, не связ. с пением и обладающая единств. признаком стиха - рифмой; речевые отрезки не имеют внутр. ритмич. орг-ции, связаны (рифмой), но несоизмеримы. Г.С. использовался в свадебных приговорах, загадках, пословицах, поговорках, присказках. Проблема специфики Г.С. нар. поэзии окончательно не решена фольклористами и стиховедами. Так, существует мнение, что гл. его отличие от проч. видов стиха - в исполнении: тексты этого типа не поются (и даже не исполняются речитативом, как былины или причитания) и полностью лишены напева. Для фольклора (как и для др.-рус. словесности, включавшей и устные, и письменные тексты в одну систему) характер исполнения (песенного или непесенного), видимо, является определяющим. В этом смысле Г.С. нельзя считать стихом. С др. стороны, фольклорная проза непременно сюжетна и имеет свои законы, и с этой т. зр. упомянутые жанры нельзя отнести и к прозе. Иными словами, это жанры не стихотворные и не прозаические. Признаки Г.С.: в нем не упорядочена длина строк ни по числу слогов (как было, видимо, в праслав. стихе), ни по кол-ву ударений в стихе (как в былинном стихе). Единств. организующий принцип - рифма, к-рая, однако, может и не быть признаком стиха ( напр., в др. -греч. литре стихи были только безрифменные, а риторич. проза могла украшаться рифмой). Сходство Г.С. в разных слав. традициях побуждало возводить его к гипотетич. праслав. Г.С., однако это сходство носит, видимо, тинологич. характер, и реконструкция праслав. Г.С. (точнее, даже если такой стих и был, возведение к нему известных нам образцов) встречает серьезные трудности. Поэтому в 90-е гг. его предлагают возводить к прозе, подобной греч. риторич. прозе (но, разумеется, фольклорной; примеры такой прозы мы видим в зачинах и концовках сказок). По всей вероятности, эти тексты в фольклоре и не воспринимались как стихотворные, осознание рифмы как признака стиха могло возникуть скорее всего в 17 в. под влиянием усвоения силлабич. поэзии (именно тогда в рукописях появляются тексты, где рифмовка сплошная, а не спорадическая). Таковы пословицы и загадки: далеко не все тексты этих жанров имеют рифму, а в фольклоре такой признак, как стихотворность, характеризует не отд. тексты, а жанры в целом. В приговорах дружек рифма не обязательна, т.е. далеко не все «строки» рифмованы, а если рифма носит факультативный характер, она не становится стихообразующим признаком. Т. о. для этих и др. традиц. жанров стихотворность ни в коем случае нельзя предполагать для б. ранних периодов бытования (до 17 в.), можно сомневаться в ней и для позднейшего периода. Несомненно, стихотворными являются (т.е. осознаются как таковые) новые жанры, сложившиеся после (или незадолго до) того, как рифма стала восприниматься как признак стиха: выкрики разносчиков, балаганные жанры (тексты зазывал), раешник - не случайно этот стих обычно наз. раешным. Сюда же, видимо, относится и нар. драма (вернее, стих ее диалогич. реплик, монологи могут быть и иного характера) Вполне вероятно, что под влиянием этих жанров и тексты первого типа, особенно приговоры дружек с их балагурством, стали б. упорядоченными, т.е. рифма в них стала появляться б. регулярно.

2) В мелодике стиха - один из трех осн. типов интонации, выделяемый наряду с ораторским (считающимся иногда разновидностью Г.С.) и напевным стихом. Г. С. характерен для басни, комедии, ром. в стихах, использовался также в дружеских посланиях и поэмах 19 в. Этот стих наиб. близок к интонациям живой разг. речи. Мелодич. движение Г.С. определяется, как правило, несовпадением ритмич. и синтаксич. членения: конец стиха (строфы) не совпадает с концом предложения (части предложения), отсюда возникают частые переносы и внутристиховые паузы; соотв. межстиховые паузы приобретают разную степень отчетливости; длинные и короткие предложения чередуются неупорядоченно, повышая непредсказуемость смены интонации. Интонационно-синтаксич. свобода Г.С. осуществляет себя и в тяготении к астрофичности, несимметричным либо к традиц. «нейтральным» строфам (четверостишие), в к-рых способ связи стихов (рифмовка) может изменяться. Свободная тематич. композиция Г.С. определяет и его тяготение к б. свободным ритмич. формам, в т.ч. раешнику. Для него характерно также использование разг. фразеологии, просторечной лексики, эллиптичных речевых конструкций. Г.С. в рус. поэзии развивался в творчестве И.А. Крылова, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.А. Ахматовой, В.В. Маяковского и др. В сатирич. и юмористич. поэзии является преобладающим типом мелодики стиха.