ГОВОРЕНИЕ ЯЗЫКАМИ - рус.
(народное) назв. глоссолалии (калька с греч. - язык, слово и - лепетать),
т.е. экстатич. произнесения каких-то бессмысл. («заумных») текстов, к-рые
осмысляются как тексты на иных языках (ангельском, индийском и т.п.). Практика
«языкоговорения» распространена у сектантов, где культовая практика ориентирована
на вызывание экстаза (соотв. типам экстаза глоссолалия может быть индивид.
или коллективной). Это - «одержимость» с положит. «знаком», в отличие от
одержимости бесами. Соотв. прообразом ее служит чудо Пятидесятницы, т.е.
сошествие Святого Духа на Апостолов, проявившееся в том, что они заговорили
на языках, им дотоле не известных (дар этот д.б. послужить распространению
проповеди Слова Христова на разные языки, т.е. народы). Анализ этого события
с богословско-лингвистич. т. зр. дан в книге о. С.Булгакова «Философия
имени». Как позитивное явление Г.Я. вызывается нарочно (в этом - сходство
с техниками вызывания экстаза в ряде вост. религий) , в отличие от кликушества,
икоты, т.е. одержимости нежелательной. Большое внимание к глоссолалии проявлялось
в культуре нач. 20 в. в связи, с одной стороны, с религ. осмыслением слова
у символистов (см. книгу А. Белого «Глоссолалия») и с др. - с изучением
«заумного» языка формалистами (ориентиров. на поэтич. практику футуристов).
До того эта тема отражалась лишь у «этнографических» писателей (особенно
у П.И. Мельникова-Печерского).
Лит.: Коновалов Д.
Г. Религ. экстаз в рус. мистич. сектантстве. Сергиев Посад, 1908; Белый
А. Глоссолалия: Поэма о звуке. Берлин, 1922; Булгаков С. Философия имени.
Париж, 1953; Топоров В. Н. Об образце «говорения языками» в рус. мистич.
традиции // Этнолингвистика текста: Семиотика малых форм фольклора. М.,
1988. Ч. 1. С. 160-164.