РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Обычно Г. состоит в недельном - с понедельника по субботу - посте, воздержании от развлечений, посещении всех богослужений (или хотя бы в три последних дня), регулярных домашних молитвах, чтении духовной лит-ры и, по возможности, делах милосердия. Говеющий во время поста усиливает его для себя отказом от к.-л. части дозволенной (постной) пищи. Завершается Г. исповедью (в субботу вечером или перед воскресной литургией) и участием в евхаристич. трапезе. В Др. Руси Г. было обставлено системой требований, обрядов и обычаев, к-рые определяли жизнь верующих в дни Великого Петрова и Рождественского (Филиппова) постов. В 14-15 вв. появился Успенский пост и, соответственно, распоряжения об обязат. четырехразовом говений в год. Главное Г. - Великий пост; др. посты - «малые говенья». В период Г. в церкви и дома читались сборники духовных поучений - «Златоуст» и «Златоуст постный». В то же время не было единообразной практики Г. Одни считали временем Г. весь пост и приступали к Св. Тайнам в конце поста или даже по окончании его: после Рождественского - в дни Рождества или Богоявления, после Великого - в пасхальную ночь (или в Страстные Четверг и Субботу) и т. д. Другие, напротив, старались отговеть на первой неделе поста и потом устраивали себе самовольные послабления (так, пьянство в праздник, случившийся постом, не считалось его нарушением). Источники свидетельствуют, что в Др. Руси долг хотя бы одного в год Г. не исполняла большая часть верующих. Попытки церк. властей сохранить баланс между внутр. свободой человека и его христ. обязанностью Г., взывая к совести, были окончательно уничтожены борьбой с церк. расколом старообрядчества. Указ 1716 предписывал, чтобы люди всех чинов «у отцов своих духовных исповедывались повсягодно», а на нарушителей священниками подавались «имянные росписи» губернатору, налагавшему на них штрафы. С разночинцев и посадских людей первый раз взимался рубль, второй - два, третий - три рубля; с поселян, соответственно, 10 денег, гривна и 5 алтын. «Неисправно говеющие» (менее одного раза в год) ограничивались в гражд. правах, им отказывали в поступлении на гос. службу. Настаивая на ежегодном причащении, Духовный регламент отмечал, что «несть лучшего знамения, почему познать раскольщика», подразумевая, что старообрядец не будет причащаться в «никонианской» церкви и этим выдаст себя. Так таинство становилось контрольным средством полиц. сыска, а отметка о ежегодном в нем участии - свидет-вом гражд. благонадежности. Эти указы, фактически узаконившие кощунственное отношение к Св. Тайнам со стороны все возрастающего количества атеистически настроенных формальных «прихожан», способствовали отчуждению совестливых христиан от церкви. В инструкции, выпущенной Синодом в 1897, православным христианам уже не предписывалось, но лишь «братски советовалось» говеть в течение Великого поста «хотя бы несколько дней». Совр. православные богословы и иерархи пытаются преодолеть формализм, сложившийся в условиях «гос. Церкви», и возродить древнюю евхаристич. практику причащения за каждой литургией, что неизбежно влечет за собой пересмотр традиц. понятия Г.
Лит.: Как надо говеть и исповедаться пред духовником: (Братский совет православному христианину). СПб., 1897; Смирнов С. Как говели в Древней Руси? // Церк. ведомости. 1901. № 8-10; Его же: Древнерус. духовник. М., 1913.